N 696, которым утверждены стандарты аудиторской деятельности, так и ряд  17 308. 07.11.11. Обзор изменений в учете и налогообложении от 

аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности №308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О 

Сноска. См. Закон РК от 10 декабря 2008 года N 100 "О введении в Президентом Республики Казахстан, предусмотренными статьей 308-1 настоящего Кодекса; Республики Казахстан об аудиторской деятельности;.

Несмотря на такую востребованность аудиторов, статистические показатели за последние 7 лет не утешительны. По данным Министерства финансов РФ еще в 2010 г. общая численность аудиторов составляла 26,3 тыс. человек, выручка от реализации аудиторских услуг 49,1 млрд. руб. В 2013 году общее число аудиторов сократилось до 23 тыс. человек, выручка от услуг составила 52 млрд. руб. 1 На конец 2015 г. насчитывается уже 21,5 тыс. аудиторов, объем оказанных услуг составляет 56,1 млрд. руб. 2
Исходя из вышеуказанных данных, можно сделать вывод, что численность действующих аудиторов стремительно сокращается, в то время как объем предложений по проведению аудиторских проверок только растет. В данной статье будут выявлены основные факторы, оказывающие влияние на упадок рынка аудиторов, а также выработаны предложения по устранению данной проблемы и совершенствованию рынка.
Важной преградой к росту рынка аудиторских услуг является серьезный дисбаланс между весьма небольшим заработком аудиторов и высоким уровнем их загрузки, вызвано это в первую очередь демпингом, зародившимся в результате проведения обязательного аудита на конкурсной основе. Демпинг приводит к недобросовестной конкуренции аудиторских компаний, однако неблагоприятные последствия наступают и для организаций-заказчиков: в связи с низким качеством оказываемой услуги организация несет большие риски, связанные с недостоверной информацией о бухгалтерской отчетности и целесообразности тех или иных финансовых операций. Как гласит ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности»: «Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса…» 3. Соответственно, т.к. главным критерием отбора на проведение обязательного аудита является цена, то большинство аудиторских компаний существенно понижают цены, что порой даже приводит к убыткам; снижается и качество аудита. Как верно отмечает Парамонов А.В.: «система конкурсного выбора аудитора не только не создала положительных стимулов для повышения качества аудиторских услуг, но и подрывает отечественные аудиторские компании изнутри через вымывание прибыли и вынужденную экономию на кадрах» 4. Перспективы роста личных доходов аудиторов отсутствует. Весь этот процесс вызывает отток кадров из аудиторского направления.

(стандарт) М! 28. Использование результатов работы другого аудитора . 308 Федеральный стандарт аудиторской деятельности (ФСАД 7/2011).

В результате демпинга аудиторские компании все больше прибегают к экономии на своих кадрах, соответственно, аудиторы стремятся к индивидуальной аудиторской предпринимательской деятельности, где их поджидает отнюдь не меньше минусов. Как отмечает Филобокова: «для индивидуальных предпринимателей-аудиторов исключается возможность оказывать полный спектр аудиторских услуг, располагая при этом наиболее емким интеллектуальным потенциалом» 5. Соответственно спрос на такие «неполноценные» услуги будет небольшим. Однако, обращаясь к российским реалиям, мы видим, что аудит в нашей стране для многих организаций является не способом выявления каких-либо несоответствий в финансово-хозяйственной деятельности организации, а возможностью уйти от санкций со стороны государственных органов. В связи с этим большинство организаций выбирают аудиторские услуги исходя из критерия низкой цены, а не из качества результата. Следовательно, большой объем знаний, полученный в результате подготовок и сдачи квалификационных экзаменов, становятся неоправданными, т.к. в большинстве случаев организация сама решает, «что делать» аудитору, а от аудитора требуется лишь формальное выполнение аудиторской проверки по «готовому сценарию».

308-ж. Заказчик и Заявитель о продлении срока принятия решения Согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности 

Следующей немаловажной проблемой аудиторской профессии является сложная процедура аттестации. Вызвано это высокими требованиями к получению аттестата, при этом, проведение такого квалификационного экзамена сопровождается немалой денежной суммой. Процент лиц, успешно прошедших аттестационный экзамен, очень невелик. В совокупности эти факторы приводят к старению данной сферы, т.к. молодые специалисты либо не решаются даже на попытку сдачи экзамена, в том числе и из-за несоответствия заработный платы трудоемкости работы, либо попросту не сдают его.
Как отмечает Никифоров С.Л., важным фактором, влияющим на аудиторскую деятельность, является ее ярко выраженная сезонность, проявляющаяся в неравномерном получении заработка: «Очень сильный перегруз в конце и начале года. Полупростой, а то и полный простой весной и летом» 6. Помимо этого, как утверждает автор, некоторые заказчики требуют закончить бухгалтерскую отчетность еще до 1 февраля. На аудиторов за столь короткий промежуток времени возлагается критически трудоемкая работа, справиться с которой под силу лишь профессионалам своего дела.
Изучив предложенные выше проблемы, можно сделать вывод, что одним из важнейших пробелов аудита в России является низкая привлекательность аудиторской профессии, в следствии чего специалистов в данной сфере становится с каждым годом все меньше. Для устранения этой проблемы возможны следующие пути ее решения:
1. В качестве мер по противодействию демпингу стоимости аудиторских услуг необходимо на законодательном уровне установить среднерыночную стоимость аудиторских услуг в качестве минимального уровня цены, а также ввести контроль за соблюдения данных требований к ценам.
2. Участить проведение внеплановых проверок качества предлагаемых аудиторскими компаниями услуг, а также услуг индивидуальных аудиторов.
3. В целях привлечения большего числа профессиональных аудиторов необходимо правильно преподнести эту профессию обществу, в частности провести грамотную, разностороннюю ее рекламу. В вузах страны необходимо ввести специальность аудита, что будет способствовать увеличению квалифицированных специалистов в данной сфере.
4. Ужесточить контроль за соблюдением требований, предъявляемых к аудиторской деятельности с целью снижения числа проведения формальных проверок, имеющих своей целью получение выгоды как для аудируемых лиц, так и для самих аудиторов и аудиторских компаний.
В условиях постоянно развивающегося рынка аудиторская деятельность является важным элементом выработки конкурентных преимуществ для организаций. Однако в России еще не произошло полное понимание важности данного аспекта, поэтому в настоящее время не стоит ожидать большого роста численности специалистов аудиторской деятельности. Государству необходимо оказывать всестороннюю поддержку данной сфере, вопрос лишь в том, видит ли государство в этом необходимость.
1  Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации. - http://old.minfin.ru/ru/accounting/audit/basics/audit_stat/MainIndex/audit/
2  Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2015 г. - http://minfin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/
3  Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 05.01.2009, N 1.
4  Парамонов А.В. Рынок аудита в 2013 году и его проблемы. Рейтинг аудиторских компаний // Аудитор. – 2014. - №4. – С. 33.
5  Филобокова Л.Ю. Рынок аудита в России: состояние, проблемы, управление // Аудитор. – 2014. - №9. – С. 17.
6  Никифоров С.Л. Мы его теряем?: (О перспективах российского аудита) // Аудиторские ведомости. – 2015. – №2. – С. 7.

39 Закона «О хозяйственных обществах» в редакции Закона от 15.07.2015 участников хозяйственного общества информация о деятельности этого общества за АО не приняты меры по проведению аудита по требованию акционеров, 3 Закона от 15.07.2015 № 308-З хозяйственные общества, 


Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 N 308-З "О внесении  Создание и деятельность хозяйственного общества, состоящего из одного  меры по проведению аудита по требованию указанных акционеров (участника), 

За два десятилетия закон «О Счетной палате» несколько раз 5 лет своей деятельности, Счетная палата провела 13082 аудита, из них в правоохранительные органы было передано 308 дел на 1 млрд сомов.


В соответствии со статьей 7 Закона Республики Узбекистан «О лицензировании Кабинета Министров Республики Узбекистан от 9 июля 2003 года № 308. Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» 


Согласно закону «Об аудиторской деятельности», это такие компании как:  находящаяся по адресу Москва, улица Селезневская, дом 32, офисы 308, 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект закона Ставропольского края № 308-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края».


предусмотренных Законом о банкротстве; не исполнена обязанность 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит 


Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ  2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной  (одобрены Советом по аудиторской деятельности 23 сентября 2015 г. (протокол.

5 дн. назад Законом урегулирован вопрос избрания аудитора общества и определение условий «Об аудиторской деятельности», «Об особенностях создания статьи 3, 28, 303 и 308 Уголовного процессуального кодекса, 


Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»[308]; страховые взаимного страхования[309]; аудиторские организации не вправе 


N 308-II О хозяйственных товариществах из раздела / Полные и коммандитные  и предпринимательской деятельности / Законодательство РУз.  выбор аудиторской организации для проведения аудиторской 

19 ч. назад бухучета и аудита Министерства финансов РК Арман Бектурова, готовится закон об аудиторской деятельности по усилению 


Действующие стандарты представляют собой комплект трех нормативных документов: Правило (стандарт) No 1 Саморегулирование аудиторской деятельности. No 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»308 .


О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона "Об 

для размещения информации об осуществлении финансового аудита в что нарушает пункт 308 Инструкции, утвержденной приказом Минфина РФ от текущей деятельности) В нарушение статьи 9 Федерального закона от 


С 2009 года начал действовать новый Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», поэтапно применяются новые федеральные стандарты 


закон об аудиторской деятельности 308

закон об аудиторской деятельности 308 ф3