Можно ли объединить сырьевой и топливный факторы размещения производства
Сырьевой фактор размещения производства в зависимости от  Топливный фактор, то есть наличие топливных (в первую очередь 

Факторы размещения производительных сил (производства) Топливный фактор Ориентируются производства, требующие большого 

Принципы и факторы размещения электроэнергетики. топлива, производстве энергии и распределении ее между различными 

- совокупность условий хозяйственной деятельности, которые необходимы для производства продукции или услуг и при этом отличаются существенной территориальной дифференциацией. Факторы определяют локализацию производства, влияют на конкретное размещение отдельных отраслей хозяйства, формирование территориальных комплексов различного ранга - экономических районов, республик, областей, внутрирайонных ТПК.
Многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природно-сырьевой фактор, включающий экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отраслей и районов; топливно-энергетический фактор; водный фактор; земельный фактор; демографические факторы, под которыми понимаются особенности расселения, обеспеченность отдельных территорий страны трудовыми ресурсами, а также уровень развития и использования человеческого потенциала региона; экономические факторы, среди которых особенно выделяются уровень развития техники и транспортный фактор. В размещении отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, а также в процессе формирования районных пропорций необходимо учитывать совокупность всех групп факторов, но в то же время следует выделять факторы, особо влияющие как на размещение производства отдельных отраслей, так и на формирование территориальных пропорций. Так, например, при размещении отдельных отраслей в зависимости от природных факторов следует выделить отрасли, тяготеющие к источникам сырья. К такой группе отраслей относятся все отрасли добывающей промышленности: нефтяная, угольная, газовая, добыча железных руд и руд цветных металлов, отрасли лесной промышленности. К источникам сырья тяготеют и отрасли обрабатывающей промышленнос ти: черная металлургия (особенно ее первичные стадии передела), производство минеральных удобрений и др. Для размещения отраслей добывающей промышленности важен транспортный фактор, т.е. наличие железных дорог, водных путей, трубопроводов и т.п. Учитываются при этом и условия для строительства отдельных видов транспорта, пропускная способность, например железных дорог, наличие транспортных средств, подвижного состава железных дорог или же судов для водных перевозок, их грузоподъемность, а также стоимость перевозок добытого сырья до его потребителя. Важным фактором для развития и рационального размещения добывающей промышленности является уровень развития техники, обеспечивающий наибольшую эффективность добычи того или иного ресурса. Немаловажным фактором в добывающей промышленности является обеспеченность районов добычи электроэнергией. Таким образом, анализируя особенности размещения отраслей добывающей промышленности, следует учитывать совокупность факторов при решающем значении приближения объектов добычи ресурса к сырьевой базе. В размещении отраслей обрабатывающей промышленности сочетаются факторы: энергетический, сырьевой, водный, трудовой, транспортный и т. д. В современной экономической литературе принято классифицировать все отрасли по факторам: обрабатывающие отрасли сырьевой ориентации, обрабатывающие отрасли топливной ориентации, энергетической, топливно-энергетической, водной, потребительской ориентации, а также ориентации на наличие трудовых ресурсов, особенно наличие высококвалифицированных кадров. Для правильного размещения отдельных производств или отраслей надо производить точные расчеты стоимости эффективности каждого фактора. Поэтому необходимо составлять несколько вариантов моделей размещения по всем отраслям с учетом совокупности факторов размещения и сравнительной экономической эффективности, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант. Топливно-энергетический фактор является одним из важнейших факторов при размещении многих производств. Так как топливно-энергетические ресурсы удалены от районов их большего потребления, а именно большая часть источников топлива и энергии находится в восточных районах страны, а потребление их особенно высоко в европейских районах, где сложился мощный экономический потенциал, возникла задача создания крупных энергетических объектов в восточных районах страны: мощных ГЭС на Енисее и Ангаре, мощных тепловых электростанций в Кузбассе, Канско-Ачинском бассейне. Из группы природных факторов большое влияние на размещение производства оказывает водный фактор. Он часто выступает в единстве с энергетическим фактором. Некоторые производства считаются энергоемкими и в то же время водоемкими (например производство алюминия). При постоянно растущих объемах водопотребления в народном хозяйстве стоит задача экономного, рационального расходования водных ресурсов. При этом следует учитывать неравномерность размещения водных ресурсов. Развитие сельского хозяйства и размещение его отраслей наряду с водным фактором обусловливает земельный фактор. Земельный фонд России вполне достаточен для обеспечения нужд всех отраслей сельскохозяйственного производства. Однако следует иметь в виду, что ежегодно идет отвод земель для несельскохозяйственного назначения под строительство промышленных предприятий, которым нужны значительные строительные площадки, а также под строительство железных, шоссейных дорог, трубопроводов, линий электропередач.

Факторы производства: Сырьевой Топливный Трудовой Энергетический Водный Транспортный Потребительский Экологический.

Большое влияние на рациональное размещение производительных сил ока зывают демографические факторы. При размещении отдельных предприятий и отраслей хозяйства необходимо учитывать как уже сложившуюся в данном месте демографическую ситуацию, так и перспективную ситуацию, а также будущий прирост самого производства. При размещении строительства новых хозяйственных объектов следует иметь в виду, что население в трудоспособном возрасте сокращается. Поэтому стоит задача экономии трудовых ресурсов, более рационального их использования, высвобождения рабочей силы в результате комплексной механизации и автоматизации производства, лучшей организации труда. Современная демографическая ситуация характеризуется большой неравномерностью расселения. В большей степени плотно заселены районы европейской части страны: Центральный, Северо- Западный, Северный Кавказ. Вместе с тем районы Сибири и Дальнего Востока, Севера имеют очень низкую плотность населения. Из многообразия экономических факторов, влияющих на развитие и размещение производства, следует выделить транспортный фактор. При размещении всех отраслей хозяйства этот важнейший фактор имеет особое значение, так как он обеспечивает экономические связи между районами и центрами, способствует освоению вновь открытых природных ресурсов, изменяет экономико-географическое положение территорий, способствует улучшению территориальной организации хозяйства всей страны. По соотношению материальных ресурсов и готовой продукции, а также себестоимости продукции можно выделить отрасли промышленности, особенно зависящие от транспортного фактора: а) отрасли, тяготеющие к источникам сырья, - сахарная, лесопильная, целлюлозно-бумажная, гидролизная, черная металлургия и др. Перевозки их сырья стоят дороже перевозок готовой продукции; б) отрасли, тяготеющие к районам потребления, перевозки готовой продукции которых превышают по стоимости перевозки сырья. Это серно-кислотная, пивоваренная, мебельная промышленность и др. Предприятия по производству продукции постоянного потребления (цельномолочной, хлебобулочной, кондитерской промышленности) размещаются вблизи потребителей, и в их доставке до потребителя основная роль принадлежит автомобильному транспорту. Учет транспортного фактора является особенно важным при размещении производства любой отрасли. Причем оптимальные размеры предприятий определяются исходя из экономической целесообразности, но обязательно с учетом транспортных издержек. Транспортный фактор играет большую роль в эффективном межрайонном перемещении ресурсов на значительные расстояния. Эффективность транспорта повышается в результате электрификации железных дорог, развития систем трубопроводов и дальних высоковольтных линий электропередачи. Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП). Он представляет собой непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов груда, форм и методов организации труда и производства. В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значение НТП в совершенствовании территориального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом. Большую роль НТП играет в рациональном размещении производства и производительных сил в целом. Изменяется специализация сложившихся регионов, начинается хозяйственное освоение новых территорий со сложными климатическими условиями. В соответствии с учетом факторов размещения производства определяется место для строительства того или иного предприятия, производятся необходимые изыскания и технико-экономические расчеты для обоснования местоположения предприятий, выявляются транспортные условия, энергетические, сырьевые и водные ресурсы намечаемого района строительства и т.п. В технико-экономических расчетах указываются примерная мощность (размер) проектируемого предприятия, его производственная программа с основной номенклатурой изделий, ориентировочная потребность в главных видах сырья, топлива и электроэнергии, ориентировочная стоимость и очередность строительства и т.п. В размещении производительных сил велика роль совокупности факторов. Экономически обоснованное размещение производительных сил с учетом совокупности факторов в условиях рыночной экономики будет способствовать более эффективному использованию природно-ресурсного потенциала и комплексному развитию регионов. Литература: Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М., 2003; Киста- иов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России. М., 2002; Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление. Хабаровск, 2000; Экономическая и социальная география России / Под ред. А.Т. Хрущева. М., 2001. © Раевский С.В.
Еще по теме ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ:
• 6. Теория рационального

Водный фактор играет решающую роль при размещении в районах интенсивного сельскохозяйственного производства и городах в 


Размещение разных отраслей промышленности определяется совокупностью факторов, которые называют принципами (или 

Влияние факторов размещения на мировое хозяйство. Выполнила: Влияние на размещение населения и производства. Примеры влияния. Фактор 


Изучением условий, особенностей и эффективности территориального размещения производства и его развития занимаются 


При размещении промышленных предприятий учитывались многие традиционные факторы: сырьевой, топливно-энергетический, 

В уроке подробно рассказано про старые и новые факторы, приведены примеры размещения производств. Из урока вы поймете, как размещаются те 


Все многообразие факторов размещения можно подразделить на едва ли не решающее воздействие на размещение производства.


К важным факторам, воздействующим на размещение производства, следует  сырьевой, топлива и энергии – топливный, топливно-энергетический; 

Топливный фактор, как и сырьевой, оказывает такое же влияние на размещение производства. Он является определяющим в размещении отраслей, 


Наибольшее влияние на размещение химических производств оказывают четыре важнейших фактора (табл. 26). Потребительский фактор существен 


Транспортный фактор учитывается во внешнеторговых ценах. [1]  учетом транспортного фактора при размещении производства, ошибками в планах 

Экологический В теории размещения производительных сил фактор Даже можно сказать, что любой анализ размещения производства или 


В общих словах можно сказать, что факторы размещения алюминиевой Основным сырьем, которое применяется в производстве первичного 


Всё многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: · природные 

Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил: В Важнейшие закономерности размещения производства в условиях 


Какие факторы размещения производства должны быть учтены при Энергетический фактор особенно важен для промышленности 


Транспортный фактор размещения - Географическая картина мира  большее территориальное рассредоточение производства, избавив его от 

В связи с многочисленностью производств и многообразным характером Выделяют также общественные и природные факторы размещения 


Все многообразие факторов, оказывающих огромное влияние на размещение производства, можно объединить в родственные группы: природные 


Условия и факторы размещения отраслеймирового хозяйства.  Многие производства являются трудоемкими (например, производство химических 

Принципы и факторы размещения производительных сил региона: По этой более равномерное размещение производства и населения и т.д.


Факторы размещения производства - совокупность необходимых отношений между объектами и местами их расположения, которые позволяют 


Факторы размещения производства: сырьевой, энергетический, транспортный, потребительский, климатический, экологический, фактор трудовых 

2. Заполните таблицу. Факторы размещения хозяйства На размещение производства каких цветных металлов оказывает влияние сырьевой фактор?


Водный фактор учитывают при размещении производства тканей и трикотажа, где процессы крашения и отделки требуют значительного количества 


Условия и факторы размещения отраслей мирового хозяйства. Мировая  Экологический фактор – влияние производства на окружающую среду.

Факторы размещения производительных сил. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства.Автобусы предназначены для 


Какие факторы необходимо обязательно учитывать при размещения производительных сил, чтобы минимизировать затраты на производство и 


Наряду с закономерностями и принципами социалистического размещения производства в экономико-географической науке важную роль в 

Этот фактор часто недооценивают, но он является одним места для производства продукции машиностроения.


Энергетический фактор размещения подразумевает размещение энергоёмких производств вблизи источников дешёвой электроэнергии (ГЭС).


Различают следующие группы факторов размещения:  вариантов размещения производства имеет соотношение основных технико-экономических 

Факторами размещения принято считать совокупность условий для наиболее рационального выбора места размещения хозяйственного объекта, 


Все факторы размещения можно подразделить на старые и новые. возникает различных вариантов для размещения населения и производства.


Энергетический фактор, водный фактор, трудовой, земельный, сырьевой и транспортный факторы размещения производства.

Факторы размещения сельскохозяйственного машиностроения потребители, спрос которых определяет объемы и масштабы производства.


транспортный фактор размещения производства


топливный фактор размещения производства

топливный фактор размещения производства это