Энгельс теория происхождения семьи частной собственности и государства краткое содержание

Теория происхождения семьи частной собственности и государства
Главная · Деловая литература · Экономика. Экономическая теория · Экономическая  Происхождение семьи, частной собственности и государства.

"Происхождение семьи, частной собственности и государства" — одно из основных произведений ШТАБ - Школа теории и активизма, Бишкек.

Скачать электронную книгу Происхождение семьи, частной собственности и государства Фридриха Энгельса : бесплатно в любом 

Основоположники марксизма, сосредоточив основное внимание на исследовании актуальных проблем современного общественного развития и стратегии реализации его революционных перспектив, длительное время касались вопросов древней истории лишь попутно. В конце жизни Маркс вплотную приступил к изучению накопленных этнографической наукой данных, однако задуманный им капитальный труд по исследованию генезиса классово-антагонистического общества он так и не успел создать.
Вскоре после смерти Маркса Энгельс, используя его подробный конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», а также свои собственные многочисленные исследования *, в течение двух месяцев (с конца марта до конца мая 1884 г.) пишет «Происхождение семьи, частной собственности и государства», рассматривая эту работу как выполнение завещания покойного друга [см. 1, т. 21, с. 25]. Этот труд — систематическое освещение характера и структуры древних этапов развития человечества с позиций материалистического понимания истории. Книга Энгельса вышла в свет в Цюрихе в октябре 1884 г. В 1890—1891 гг. Энгельс подготовил четвертое издание книги, в которое он внес много дополнений и уточнений, учитывавших новые открытия этнографии и археологии, и снабдил его новым предисловием.
Гипотеза JI. Моргана и концепция Ф. Энгельса. Труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства» был написан в связи с вышедшей семью годами раньше (1877) книгой Льюиса Г. Моргана «Древнее общество, или Исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации». Объясняя свой и Маркса интерес к исследованию крупнейшего американского этнографа, Энгельс пишет: «Ведь Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс» [1, т. 21, с. 25]. Высоко оценивая научную добросовестность Моргана и называя его книгу одним из немногих произведений своего времени, составляющих эпоху [см. там же, с. 26], Энгельс подчеркивает, что отношение к ней буржуазной науки в некоторой мере похоже на отношение ее к «Капиталу» Маркса, который ученые годами столь же усердно списывали, сколь упорно замалчивали.
Вместе с тем приведенная оценка Энгельса не означает, что Морган был последовательным материалистом. Материалистическая теория исторического процесса, разработанная Марксом и Энгельсом, получила в ряде пунктов убедительное подтверждение со стороны исследователя, субъективно далекого от научного социализма, но отличающегося талантом и добросовестностью.

Рекомендуем к прочтению книгу Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая является 

В своих характеристиках Энгельс не дает ни малейшего повода для отождествления взглядов Моргана с марксизмом даже применительно только к объяснению древней истории. Он специально подчеркивает, что в подробных выписках Маркса из «Древнего общества» имеются критические замечания, воспроизводимые в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», и что «экономические обоснования, которые были достаточны для целей, поставленных Морганом», для целей марксистского анализа «совершенно недостаточны, все заново переработаны» [там же, с. 27].
Тематическая связь книг Энгельса и Моргана делает актуальной в философско-историческом плане проблему соотнесения их взглядов на развитие первобытнообщинного строя в классовоантагонистическое общество. Это тем более важно, что в буржуазной литературе существует устойчивая тенденция к их сближению и даже отождествлению , которая порою проскальзывает и в работах некоторых марксистов.
Прежде всего отметим, что Энгельс занимался проблемой генезиса классового общества и материалистическим обоснованием такового задолго до появления книги Моргана, о чем свидетельствуют, например, соответствующие разделы «Анти-Дюринга». Кроме того, Морган и Энгельс в анализе древнего общества шли разными путями. Морган подходит к проблеме как этнограф, проделавший кропотливый сравнительно-исторический анализ богатейшего эмпирического материала. Энгельс же берет за основу общие принципы диалектико-материалистического мировоззрения, сознательно ставя задачу его применения к конкретному анализу проблем древней истории, в силу чего ему и удается перебросить логические мосты через многие «пустоты» историографии того времени.
Далее, Морган был стихийным материалистом лишь в результатах, но не в методологических принципах своего исследования. Он видит в основе истории развитие интеллекта в результате изобретений и открытий, развитие идеи управления, идеи семьи и идеи собственности, представляя себе при этом развитие общественных учреждений как плоско-эволюционистское развертывание скорее сопутствующих, нежели взаимообусловливающих форм [см. 4, с. 158].
Морган акцентирует главным образом генетическую связь социальных институтов, преувеличивая их преемственность и по-степенность развития в ходе истории, трактуемой в духе одно-линейного прогресса, и не выходит за рамки узкоакадемических исследований. Лишь изредка и весьма глухо Морган упоминает о «социальном движении» и об «элементе социального недоволь-ства» в античном мире [см. 4, с. 148, 154] как предвестнике общественных перемен, не анализируя специально феномен экс-плуатации и вообще не замечая глубокой специфики классово-антагонистической эпохи всемирной истории.

Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана. [скачать архив]. начать чтение » 

Энгельс глубоко вскрывает именно эту, оставленную Морганом в тени существеннейшую сторону исторического развития, выявляет тенденции и перспективы общественных изменений далекого от нас прошлого, указывает на подлинного субъекта этих изменений. Благодаря этому Энгельсу удалось материалистически связать историю древности и современности в единый процесс, целостность которого отнюдь не исключает, а, напротив, предполагает глубокое качественное различие его закономерно возникающих и сменяющих друг друга стадий.
Материалистическая интерпретация Энгельсом моргановской схемы исторического процесса вытекает из самой сущности марксистской теории общественно-экономических формаций и их закономерной смены. Энгельс вскрыл контуры первобытнообщинного строя (эпоха «дикости»), классово-антагонистического общества («цивилизация», основанная на угнетении) и переходной ступени превращения первого во второе, которую он, сохраняя термино-логию Моргана, называет «варварством».
Энгельс существенно обогатил, а по сути дела и преобразовал идущую в конечном счете от Лукреция Кара и систематизированную Морганом схему периодизации древней истории, введя it нее важнейшую идею классовой борьбы и ее апогея — социальной революции. Таким образом, Энгельс не просто материалистически интерпретировал гипотезу Моргана, но и выявил важнейшую закономерность исторического развития исследуемой эпохи, которая не была замечена Морганом и без учета которой не возможно адекватное познание социальных процессов, происходивших в эпоху предыстории человечества.
Развитие первобытного общества и переход от него к классово-антагонистическому обществу. Воспроизводя в своей книге разработанную Морганом «триадичную» структуру эпохи дикости, Энгельс проясняет и углубляет ее материалистическое понимание. Он акцентирует внимание па формировании речи, постоянном употреблении огня и создании лука со стрелами как на первых, но важных вехах закономерного процесса поступательного развития производительных сил. В трактовке Энгельса импульсы к тем интеллектуальным усилиям, которые были необходимы для этих открытий и изобретений, их характер и результативность и, наконец, сама потребность в открытиях и изобретениях опреде-ленного типа детерминируются достигнутой к этому времени сту-пенью взаимодействия людей с природой, развитием труда.
Ранняя ступень дикости — по существу грань между биологи-ческим и социальным уровнями материального мира, этап завер-шения антропогенеза и начала собственно общественной истории. Называя этот период «переходным состоянием» [1, т. 21, с. 29], Энгельс как бы возвращается конспективно к некоторым идеям своей работы «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Он вновь подчеркивает созидательную роль речи как средства коммуникации, накопления и хранения знаний об окру-жающем мире. Язык — порождение этой ступени — стал первым средством объединения формирующегося первобытного коллек-тива.
Средняя ступень дикости начинается с изобретения огня и знаменует собой классические формы первобытнообщинного строя. Огонь коренным образом изменил и энергетический потен-циал, и демографическую структуру [см. 5, с. 116—117], и обычаи первобытных людей, открыл возможность освоения новых природных зон.
Поздняя ступень дикости — зрелость и закат первобытнообщинного строя. Энгельс видит начало этой ступени в изобретении лука со стрелами, что стало не только вехой в развитии производительных сил, но и «зерном» будущих коренных преоб-разований производственных отношений.
Анализируя древнюю историю, Энгельс вскрывает глубочайшую связь между отношением людей к природе и их отношением друг к другу, исследует положение индивида в общине и особенности психики первобытного человека. И здесь он идет значительно дальше Моргана, который намечает связь хозяйственных форм с социальными отношениями лишь через посредство ПСИХО-логических факторов. Энгельс коренным образом меняет положе-ние Моргана, помещая между экономическими и психологически-ми явлениями собственно социальное звено — общественные отношения, подчеркивая примат материальных предпосылок раз-вития древнего общества и выявляя в самой сущности хозяйст-венной деятельности определенные этапы развития, а затем и назревающей смены способов производства. Благодаря научному подходу классический первобытнообщинный строй выступает у Энгельса вовсе не как некий идиллический рай, «золотой век» Руссо, и не как ад, «война всех против всех» Гоббса, Дюринга и сторонников. Суть общественных отношений этого периода Эн-гельс видит в чрезвычайно жесткой зависимости человека от природы, диалектически отразившейся на характере как спло-ченности внутри общин, так и соперничества их друг с другом.
Энгельс дает научную характеристику перв

Энгельс теория происхождения семьи частной собственности и государства

человека естественным образом неизбежно вытекает и семья, и частная собственность и государство. И тем не менее, и Энгельс и вся теория марксизма-ленинизма допускает именно эту ошибку - не 


работа «Происхождение семьи, частной собственности и государства»  дополнения и высказал свою точку зрения и свою теорию.

Семья, частная собственность и государство рассматриваются Правильнее было бы говорить «Происхождение культов, культур, семьи, частной Поэтому и породили теорию частной собственности, в которой 


Происхождение семьи, частной собственности и государства фратрия - в племя, семья входила наполовину в род мужа и наполовину в род. жены. Учение же Карла Маркса и Фридриха Энгельса, создавших теорию научного 


Происхождение Семьи, Частной собственности и государства: в свете  имел «способом, обнаруженным снова» в Америке теория, порожденная 

Происхождение семьи, частной собственности и государства Энгельс времени возникла так называемая теория "общественного договора" (Т.


«Происхождение семьи, частной собственности и государства» 16] Европе в историко-философскую теорию о всеобщем пути, по которому роковым 


Один из центральных вопросов в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и в марксистской теории в целом 

Купить книгу «Происхождение семьи, частной собственности и государства» автора Фридрих Энгельс и другие произведения в разделе Книги в 


34 цитаты из книги «Происхождение семьи, частной собственности и Так начинал свою первую для первокурсников лекцию по теории государства и 


«Происхождение семьи, частной собственности и государства», работа Ф.  на частной собственности, исследована эволюция форм семьи, объяснено  и экономической теории Маркса. Энгельс привлёк ряд др. источников, 

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» им были и попутно перевести марксистскую теорию на язык «философии права», 


В связи с этим предложение Фридриха Энгельса о происхождении семьи и «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в связи с Вместе с тем либертарная теория правопонимания исходит из того, что 


В классической работе Фридриха Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» на основе 

Ключевые слова: работа, Энгельс, происхождение, семьи, частной, собственности, государства. Длительное время в отечественной теории 


Правовая характеристика концепции происхождения и сущности государства Ф.Энгельса "происхождение семьи, частной собственности и 


«Происхождение семьи, частной собственности и государства»: Вопросы  сматривается ряд принципиальных вопросов марксистской теории и 

Происхождение семьи, частной собственности и государства В противном случае применять теорию к любому историческому периоду было бы