Скачать книгу: Бердяев, Н. - Социализм, как религия (Вопросы философии и психологии )

Н.А.Бердяева (1874-1948), как представителя русской философии, К социализму Бердяев относился неоднозначно, так как видел в нем возможность.

Автор: Бердяев Николай, Книга: Демократия, социализм и теократия.

Предлагаемый Н. Бердяевым персоналистический социализм, или ещё, христианский социализм, в сущности, не является единой целостной моделью, а содержит положения, которые наилучшим образом соответствовали бы достойной жизни человека, обеспечивали бы его духовную и материальную жизнь.
«Надо желать развития и победы религиозного социализма» Бердяев Н. А.. Судьба России. М., С. 462. [167], - утверждал он. Для такого социализма собственно социалистические преобразования экономики и политики, решение вопросов социальной справедливости, проблемы «хлеба» - лишь средство для достижения духовных целей. Человек должен быть выше принципа собственности, выше коллектива, - вот что должно определять мораль религиозного социализма. Кстати, Бердяев (так же, как и Г.Федотов) был убежден, что такое слияние социализма и христианства - необходимо и для самого христианства. Он считал, что источник упадка веры, кризисных процессов в христианстве - в понимании христианства как религии лишь личного, а не всеобщего спасения. По его мнению, христианство должно стать религией не личного только, но и социального преображения.
О. Волкогонова отмечает парадоксальность политических взглядов Бердяева. Позиция Бердяева может быть охарактеризована как последовательно либеральная (но отнюдь не демократическая). Известный теоретик либерализма Ф. фон Хайек вывел две четкие антиномии: если демократия противоположна и несовместима с авторитаризмом (то есть с режимом власти меньшинства), то либерализм противоположен тоталитаризму (то есть жесткому контролю власти - большинства ли, меньшинства - над всеми сферами жизнедеятельности людей). Речь идет, таким образом, о том, что ценности личной свободы не могут быть отменены ни решением парламента, ни соображениями государственной целесообразности, ни результатами голосования. В такое понимание либерализма вполне вписывается и принципиально индивидуалистическая позиция Бердяева. В этой ситуации, разумеется, есть некоторая ирония: Бердяев, убежденный, что либералы были не характерны для русской мысли и истории, сам вполне может быть отнесен к либеральным мыслителям. Возможно, один из источников трагедии русского либерализма (который действительно играл до последнего времени чрезвычайно незначительную роль в российской истории) как раз и состоял в том, что отечественный либерализм практически полностью отказался от самоидентификации. Правда, встает трудный вопрос о том, может ли либерал быть социалистом. В случае с Бердяевым он снимается тем, что его социализм - особенный.

В-третьих, персоналистический социализм Бердяева, как и вообще переход к "новому средневековью", предполагал ограниченное потребление. Центр 

Следующие основные положения персоналистического социализма во всем основываются на христианском сознании человека, поэтому отчасти выглядят утопичными и даже немного наивными, соблюдая, в целом, основополагающие законы общественной жизни.

В статье же ясно сказано - теократия и социализм знают, потому что у Прежде всего взгляд Бердяева на демократию есть по сути 

Во-первых, общество должно оставаться иерархической системой: «Естественный иерархизм жизни должен вступить в свои права, и личности с большим онтологическим весом, с большей одаренностью и годностью должны занять подобающее место в жизни. Без духовной аристократии жизнь не может процветать» Н.Бердяев. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. - Берлин, Обелиск, 1924. С. 49. Ссылка по статье Волкогоновой О. Н. Бердяев Интеллектуальная биография С. 46. Личность гибнет, когда ее держат в принудительном равенстве с другими, когда всякое ее развитие задерживается уравнением с другими. Он предлагал своеобразный синтез аристократического принципа личности и социалистического принципа кооперации. Бердяев отстаивал индивидуальную свободу личности против ложного единства. Социализация экономики, по Бердяеву, должна была сопровождаться индивидуализацией людей. Возможен лишь один вид равенства, убеждал Бердяев, - равенство всех людей перед Богом. Любое другое равенство - пустая идея, выросшая из завистливого взгляда соседа. Речь может вестись лишь о достоинстве и свободе каждого отдельного человека, но не всех сразу. «Каждый», но не «все» - вот лейтмотив бердяевского социализма.
Во-вторых, Бердяев выступал за сохранение принципа частной собственности, хотя он и должен быть, по его мнению, ограничен. Индивидуальное владение орудиями труда, считал он, может стать противоядием против обездушенного отношения к труду. Личная инициатива должна все же остаться главным двигателем экономической жизни общества. Бердяев ввел в свои работы понятие «функциональной собственности», предполагающее как юридическое, так и духовно-нравственное регулирование частной собственности таким ее размером, который предполагает «аскетику и ограничение похоти жизни».
В-третьих, персоналистический социализм Бердяева предполагал ограниченное потребление. Центр тяжести должен был сместиться от материального потребления к духовному, поэтому персоналистический социализм соединялся в мысли Бердяева с определенной общественной аскезой, сознательным ограничением потребностей.
Многие критики называют персоналистический социализм Бердяева одним из самых слабых мест его социальной философии. Но следует учитывать, что у Бердяева персоналистическое общество должно стать не результатом новой организации жизни, а следствием новой душевной структуры человека, его духовного перевоспитания, что под силу лишь христианству.
В то же время философ всегда признавал невозможность создания на земле Царства Божьего.

О работе работе Н.Бердяева «Демократия, социализм и теократия»


Я вовсе не утверждаю,что религиозный социализм противоречит российскому консерватизму, но «религиозный социализм» Бердяева 

Выносимее еще был бы социализм богатства, социализм избытказ ‚ амвого то самая глубокоя книга Н. Бердяева ‹-— «О назначении человека.


Я настаиваю на том, что подобное сужение произвел над собой и Бердяев. Это его социализм. Социалистические симпатии Бердяева имели глубокие, 


Письмо девятое. О социализме. о социализме философия неравенства николай бердяев. Социализм не есть выдумка наших дней. Социализм — одно 

Николай Александрович Бердяев Николай Бердяев в Википедии Социализм не сомневается в ценности мирского богатства и хорошей, довольной 


Ключевые слова: «Вехи», Н.А. Бердяев, интеллигенция, либерально-христианская философия, социализм, марксизм, правовое государство.


Николай Бердяев. Демократия, социализм и теократия. Бердяев Николай Александрович Меня интересуют духовные первоосновы демократии и 

Предлагаемый Н. Бердяевым персоналистический социализм, или ещё, христианский социализм, в сущности, не является единой целостной моделью, 


Единственная разновидность социализма, которую может принять Бердяев, — это “персоналистический социализм”, признающий высшие ценности 


Социализм,– по Бердяеву, –это разновидность капиталистической системы, сопровождающееся дальнейшим упадком и угасанием духовности.

персоналистический социализм бердяева


социализм бердяева