А мы начнем с разделения труда. И, кстати, появления частной собственности. Когда появилось более менее развитое (а не только 

Первичное разделение труда в общине и появление частной собственности Вернемся к концепции Симоны де Бовуар и посмотрим, 

«Различные ступени в развитии разделения труда, — писали его в частный труд и появления частной собственности возникли 

Разделение труда
Раздел ение труд а, качественная дифференциация трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящая к обособлению и сосуществованию различных её видов. Р. т. существует в разных формах, соответствующих уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Проявлением Р. т. является обмен деятельностью.
Существует Р. т. внутри общества и внутри предприятия. Эти два основных вида Р. т. взаимосвязаны и взаимообусловлены. Разделение общественного производства на его крупные роды (такие, как земледелие, промышленность и др.) К. Маркс называл общим Р. т., разделение этих родов производства на виды и подвиды (например, промышленности на отдельные отрасли) — частным Р. т. и, наконец, Р. т. внутри предприятия — единичным Р. т. Общее, частное и единичное Р. т. неотделимы от профессионального Р. т., специализации работников. Термин «Р. т.» употребляется также для обозначения специализации производства в пределах одной страны и между странами — территориальное и международное Р. т.
В общественной науке Р. т. получило различное толкование. Античные авторы (Исократ, Ксенофонт) подчёркивали положительное значение его для роста производительности труда. Платон видел в Р. т. основу для существования разных сословий, главную причину иерархического строения общества. Представители классической буржуазной политической экономии, особенно А. Смит (ему принадлежит сам термин «Р. т.»), отмечали, что Р. т. приводит к величайшему прогрессу в развитии производительных сил, и указывали в то же время, что оно превращает работника в ограниченное существо. У Ж. Ж. Руссо протест против превращения людей в односторонних индивидов как следствия Р. т. был одним из главных аргументов в его обличении цивилизации. Начало романтической критике капиталистического Р. т. положил Ф. Шиллер, который отмечал его глубокие противоречия и в то же время не видел пути для их устранения. В качестве идеала у него выступает «цельный и гармоничный человек» Древней Греции. Социалисты-утописты, признавая необходимость и пользу Р. т., вместе с тем искали пути ликвидации его вредных последствий для развития человека. А. Сен-Симон выдвинул задачу организации координированной системы труда, которая требует тесной связи частей и зависимости их от целого. Ш. Фурье для сохранения интереса к труду выдвинул идею перемены деятельности.
С середины 19 в. для буржуазной общественной мысли характерна апология Р. т. О. Конт, Г. Спенсер отмечали благотворное значение Р. т. для общественного прогресса, а отрицательные последствия считали его необходимыми и естественными издержками либо относили их не к Р. т. самому по себе, а к искажающим внешним влияниям (Э. Дюркгейм).

Раздел, посвященный возникновению частной собственности, классов и Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее 

В современной буржуазной социологии, с одной стороны, продолжается апология капиталистического Р. т., а с другой — критика его, подчёркивание того факта, что Р. т. является одной из главных причин деперсонализации личности, превращения её в объект манипуляции промышленной системы капитализма, бюрократических организаций и государства, в безличный элемент «массового общества». Однако буржуазно-либеральные критики капиталистического Р. т. (Э. Фромм, Д. Рисмен, У. Уайт, Ч. Р. Миллс, А. Тофлер, Ч. Рейх — США) выдвигают наивно-утопические рецепты устранения пороков капиталистической системы.
Подлинно научную оценку Р. т. дал марксизм-ленинизм. Он отмечает его историческую неизбежность и прогрессивность, указывает на противоречия антагонистического Р. т. в эксплуататорском обществе и раскрывает единственно правильные пути их устранения. На ранней ступени развития общества существовало естественное Р. т. — по полу и возрасту. С усложнением орудий производства, с расширением форм воздействия людей на природу их труд стал качественно дифференцироваться и определённые его виды обособляться друг от друга. Это диктовалось очевидной целесообразностью, поскольку Р. т. вело к росту его производительности. В. И. Ленин писал: «Для того, чтобы повысилась производительность человеческого труда, направленного, например, на изготовление какой-нибудь частички всего продукта, необходимо, чтобы производство этой частички специализировалось, стало особым производством, имеющим дело с массовым продуктом и потому допускающим (и вызывающим) применение машин и т.п.». (Полное собрание соч., 5 изд., т. 1, с. 95). Отсюда Ленин делал вывод, что специализация общественного труда «... по самому существу своему, бесконечна — точно так же, как и развитие техники» (там же).
Производство немыслимо без сотрудничества, кооперации людей, порождающей определённое распределение деятельности. «Очевидно само собой, — писал К. Маркс, — что эта необходимость распределения общественного труда в определенных пропорциях никоим образом не может быть уничтожена определенной формой общественного производства, — измениться может лишь форма ее проявления» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 32, с. 460—461). Формы распределения труда находят прямое выражение в Р. т., которое обусловливает и существование исторически определённых форм собственности. «Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, — являются вместе с тем и различными формами собственности, т. е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда» (там же, т. 3, с. 20).

первое общественное разделение труда на земледельческий и скотоводческий, что Появление частной собственности. 6.Гончарное 

Процесс распределения людей в производстве, связанный с ростом специализации, совершается либо сознательно, планомерно, либо принимает стихийный и антагонистический характер. В первобытных общинах этот процесс носил планомерный характер. Орудия труда здесь были строго индивидуализированы, однако труд и пользование его результатами не могли тогда раздробляться — низкая производительность труда людей исключала их выделение из общины.
Так как во всю предшествующую историю человечества процесс производства заключался в том, что люди между собой и предметом труда вклинивали орудие производства, сами становясь непосредственным компонентом производственного процесса, то начиная с первобытной общины индивидуализация орудий труда приводила к «прикреплению» людей к ним и определённым видам дифференцировавшейся деятельности. Но поскольку все члены общины имели общие интересы, такое «прикрепление» носило естественный характер, считалось оправданным и разумным.
С развитием орудий производства возникли целесообразность и необходимость относительно обособленного труда индивидов, а более производительные орудия давали возможность обособленного существования отдельных семей. Так происходило превращение непосредственно общественного труда, каким он был в первобытных общинах, в частный труд. Характеризуя сельскую общину как переходную форму к полной частной собственности, Маркс отмечал, что здесь труд индивидов приобрёл обособленный, частный характер, и это явилось причиной возникновения частной собственности. «Но самое существенное, — писал он, — это — парцеллярный труд как источник частного присвоения» (Маркс К., там же, т. 19, с. 419).
В докапиталистических формациях, — писал Энгельс, — «средства труда — земля, земледельческие орудия, мастерские, ремесленные инструменты — были средствами труда отдельных лиц, рассчитанными лишь на единоличное употребление... Но потому-то они, как правило, и принадлежали самому производителю... Следовательно, право собственности на продукты покоилось на собственном труде» (там же, с. 211, 213).
В результате раздробления труда, превращения его в частный труд и появления частной собственности возникли противоположность экономических интересов индивидов, социальное неравенство, общество развивалось в условиях стихийности. Оно вступило в антагонистический период своей истории. Люди стали закрепляться за определёнными орудиями труда и различными видами всё более дифференцировавшейся деятельности помимо их воли и сознания, в силу слепой необходимости развития производства. Эта главная особенность антагонистического Р. т. — не извечное состояние, будто бы присущее самой природе людей, а исторически преходящее явление.
Антагонистическое Р. т. приводит к отчуждению от человека всех других видов деятельности, кроме сравнительно узкой сферы его труда. Создаваемые людьми материальные и духовные ценности, а также сами общественные отношения уходят из-под их контроля и начинают господствовать над ними. «... Разделение труда, — писали Маркс и Энгельс, — даёт нам также и первый пример того, что пока люди находятся в стихийно сложившемся обществе, пока, следовательно, существует разрыв между частным и общим интересом, пока, следовательно, разделение деятельности совершается не добровольно, а стихийно, — собственная деятельность человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней» (там же, т. 3 с. 31).
Такое состояние может прекратиться лишь при двух непременных условиях: первое — когда средства производства в результате социалистической революции переходят из частной в общественную собственность и кладется конец стихийному развитию общества; второе — когда производительные силы достигнут такой ступени развития, что люди перестанут быть прикованными к строго определённым орудиям труда и видам деятельности, перестанут быть непосредственными агентами производства. С этим связаны два коренных изменения: во-первых, прекращается обособление людей в труде, труд в полной мере становится непосредственно общественным; во-вторых, труд приобретает подлинно творческий характер, превращается в технологическое использование науки, когда субъект выступает рядом с непосредственным процессом производства, овладевает, управляет им и контролирует его. Это два непременных условия достижения подлинной свободы, всестороннего развития и самоутверждения человека как разумного существа природы.
Маркс указывал, что производительный труд должен стать одновременно и самоосуществлением субъекта. «В материальном производстве труд может приобрести подобный характер лишь тем путем, что 1) дан его общественный характер и

Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» одно и орудий труда также появление прибыли и частной собственности. Разделение труда – естественного происхождения, оно 


«Происхождение семьи, частной собственности и государства» (нем. Der Ursprung der  Энгельс показывает далее, что разделение труда и рост производительности труда привели к возникновению обмена частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов. В работе 

Автор: Полищук Виктор, Возникновение частной собственности, Это выражалось в разделении труда, в росте его производительности, в появлении 


«Различные ступени в развитии разделения труда, — писали Маркс и Энгельс, превращения его в частный труд и появления частной собственности 


Общественное разделение труда возникает на ранних ступенях  экономической основой для появления частной собственности, 

ПерИОД Сяокан следует начинать с Ци. В результате разделения труда, рабов внутри первобытно-общинного строя стала расти частная собственность. Появление частной собственности положило начало разрушению 


труда привели, в конечном счете, к появлению частной собственности, Все эти явления порождены общественным разделением труда, который 


7.1 Возникновение и развитие общественного разделения труда и обмена товаров; 7.2 Возникновение частной собственности и  Появление человека, выделившегося из животного мира, явилось качественным скачком в 

Три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от появление излишков Появление частной собственности Египет, Индия, 


разделения труда с целью уничтожения частной собственности и не Марксу и не Энгельсу. Она возникла задолго до появления их на свет.


Первое крупное общественное разделение труда - отделение  сил возникла частная собственность и общество раскололось на классы. «Из первого 

Способы приобретения личной и частной собственности были различны. Дюринг. Она появляется вследствие роста разделения труда и внешнего 


Общая собственность на землю, орудия труда и предметы потребления, ярко Это было первое общественное разделение труда, приведшее к крупным С появлением же частной собственности и классов родовые связи 


труда, не было частной собственности и ее следствия — эксплуатации  разделение труда и появление вследствие этого прибавочного продукта, 

труда, не было частной собственности и ее следствия — эксплуатации разделение труда и появление вследствие этого прибавочного продукта, 


Оно возникает в результате общественного разделения труда , появления частной собственности и формирования общественных слоев. На Руси 


Общественное разделение труда существовало и в первобытной общине.  С появлением частной собственности и прибавочного продукта, 

Энгельс выделял три крупных общественных разделения труда: появление частной собственности, разделение людей на богатых и бедных 


Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена. На первых порах обмен 


Возникновение частной собственности неразрывно связано с общественным разделением труда и с развитием обмена.На первых порах обмен 

Исчезновение коллективной собственности и появление частной собственности: Ко Потом произошло второе общественное разделение труда 


Возникло в период разложения первобытнообщинного строя в результате обществ, разделения труда и появления частной собственности. Стихийное 


развитие общественного разделения труда и выделение управленческого труда в специальную область;. - появление частной собственности и 

а поэтому возникновение частной собственности, классов и государства является разделения труда, появления прибавочного продукта и частной 


Первым крупным общественным разделением труда явилось отделение В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед 


Ф. Энгельс полагал, что хотя разделение труда по признаку пола существовало  до появления частной собственности и классового разделения.

Первое разделение труда привело к росту производительности труда, созданию прибавочного продукта, появлению частной собственности, 


1 представлены основные этапы общественного разделения труда, характеризующие Возникновение частной собственности Рост производительности труда, Появление купечества Рост технической оснащённости труда 


два важнейших условия: Общественное разделение труда. Экономическое обособление товаропроизводителей и появление частной собственности 

Согласно марксистской теории схема образования государства примерно такова: дифференциация общества, появление частной собственности, 


Появление прибавочного продукта и развитие на его основе обмена и общественного разделения труда были важнейшим стимулом к Другим источником возникновения частной собственности отдельных семей становились 


Разложение первобытно-общинного строя и появление государства  с марксистской концепцией отметил появление частной собственности отдельных семей и крупные общественные разделения труда, первым из которых он 

Как полагал Энгельс, гендерное разделение труда существовало практически всегда, но усилилось оно лишь с появлением частной собственности.


международное разделение труда: концентрация производства отдельных что в дальнейшем способствовало появлению частной собственности, 


Возникновение общественного разделения труда и обмена, частной собственности и классов. Разложение и гибель первобытнообщинного строя.

Первое крупное общественное разделение труда связанос выделением стали отдельные семьи, что означало появление частной собственности.


появление частной собственности и разделения труда