Противники импорта рабочей силы утверждают, что в 2000 г. в странах 

По данным Международной организации по миграции (IOM) в 2010 г. общее число Повышение качества местной рабочей силы, т.к. привлечение 

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное 

Важную часть международных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы – перемещение трудящихся,ищущих работу,в другие страны. Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное перемещение трудовых ресурсов со сменой постоянного места жительства. Она включает в себя два встречных явления: эмиграцию и иммиграцию. Эти разнонаправленные потоки трудовых ресурсов формирует международный рынок труда,который объединяет аналогичные рынки на уровне государств и регионов. Трудовая миграция является формой существования международного рынка труда.
Решающим фактором становления Испании как государства всеобщего социального благосостояния стала эффективная и целенаправленная социально-экономическая политика правительства,обусловившая существенные сдвиги на национальном рынке труда,повышение качества рабочей силы. При всем многообразии этих сдвигов наиболее значимыми и впечатляющими являются успехи,достигнутые правительством на пути решения ключевой социальной проблемы страны – безработицы.
Чрезвычайная острота обрушившейся на страну безработицы (к середине 1990-х гг. ее уровень поднялся до 25%- самый высокий показатель среди стран ЕС) вынудила правительство начать поиск путей решения проблемы. Сначала это были преимущественно инструменты макроэкономической политики,связанные с увеличением расходов на создание институциональной системы занятости. В дальнейшем акцент делается на микроэкономическое регулирование,реформирование трудового законодательства и трудовых отношений в компаниях,развитие социального диалога,широкое использование так называемых пассивных мер борьбы с безработицей,не требующих дополнительных финансовых ресурсов.
С конца 90-х годов политика правительства по обеспечению занятости начала приносить ощутимые плоды. За 1996-2006 гг. уровень безработицы сократился в три раза (до 8%),новыми рабочими местами были обеспечены свыше 40% длительно безработных,20% пожилых людей и более 60% молодежи. А в целом численность занятого населения за последние два десятилетия увеличилась с 12.5 до 22.0 млн. человек. Уже к концу 90-х годов нехватка дешевой и малоквалифицированной рабочей силы остро чувствовалась в 11,как правило,экономически менее развитых провинциях (Эстремадуре,Галисии,Кастилии и Леоне и др.),столкнувшихся с фактом абсолютного сокращения численности населения. Одна из причин этого – ускоренная индустриализация и деаграризация страны в 60-70-х годах и связанная с этим невиданная за всю историю Испании более чем двухмиллионная миграция населения из сельской местности в города. Ее итогом стали возросшая урбанизация и сокращение доли аграрного населения в структуре занятости (с 17% в середине 70-х годов до менее 8% в 2006 г.). Важную роль в усилении этого процесса сыграли и другие факторы,в том числе масштабный отток рабочей силы в другие страны Западной Европы и Латинскую Америку.

Одной из форм современных международных экономических отношений является МИГРАЦИЯ рабочей силы, под которой понимается перемещение, 

Почти все минувшее столетие и особенно во времена Франко Испания была страной массовой экономической эмиграции,которая в последние годы франкизма в среднем ежегодно превышала 100 тыс. человек. За 60-70-е годы в поисках работы за рубежом страну покинуло 3.3 млн. испанцев,или 10% всего населения. Однако в период демократических преобразований эта тенденция начинает быстро меняться. В 1975-1985 гг. только легальный иммиграционный поток в Испанию увеличился на 2.2%,в 1985-1991 гг. – на 7,в 1992-2000 гг. – на 214,а в 2001-2005 гг. – уже на 375%. Это,по сути дела,превратило Испанию из страны рабочих-эмигрантов в страну,активно принимающую иностранную рабочую силу,а в более широком смысле – в иммиграционные ворота ЕС,через которые ежегодно проходит свыше 1 млн. иммигрантов,2/5 которых оседают в самой Испании.
Если в начале 80-х годов в стране насчитывалось около 180 тыс. легальных иностранцев (менее 1% населения страны),в 1997 г. – почти 610 тыс. (2% населения),то в 2010 г. этот показатель увеличился до 6 млн. человек (или 14% общей численности коренного населения). При этом число рожденных в Испании детей иммигрантов превышало 2 млн. В общей численности новорожденных дети иммигрантов составляют 12%,а в Каталонии даже 20%.
По мере увеличения потока иммигрантов в Испанию меняется и их национальный состав. В 90-е годы более половины (52%) всех зарегистрированных на испанской территории иностранцев составляли граждане ЕС (англичане,немцы,итальянцы,французы,португальцы),пользующиеся режимом свободного передвижения. Большая их часть – богатые пенсионеры,привлеченные сюда благоприятным климатом и представляющие особый вид международной миграции. Однако за последние 10 лет доля граждан ЕС упала до 16%,а выходцев из стран Латинской Америки увеличилась до 38.2%,доля Африки составила 19.1%,Восточной Европы – 15.5,Азии – 5%. Иммигранты из Марокко составляют 535 тыс. человек,из Эквадора – 400 тыс.,из Румынии – 380 тыс.,из Колумбии – 238 тыс.,из Аргентины и Боливии -268 тыс.,из Болгарии,Украины и Польши -204 тыс.,из Китая – 98 тыс. и Бразилии – 67 тыс.

Международная миграция рабочей силы имеет существенные социально-экономические последствия как для стран, принимающих 

Как уже говорилось,испанский иммиграционный бум связан со значительными изменениями на рынке труда страны,в том числе с либерализацией чрезмерно зарегулированных трудовых отношений,ростом занятости и качества человеческого потенциала,сокращением уровня безработицы. К числу других катализаторов процесса следует отнести культурную и географическая общность Испании с основными странами — поставщиками рабочей силы,наличие в экономике значительного теневого сектора,недостаточный контроль над довольно развитой криминальной сетью транспортировки нелегальных иммигрантов.
Этот иммиграционный бум при всей значимости специфически национальных факторов,безусловно,является неотъемлемой частью мировых процессов глобализации экономики и транснационализации человеческих ресурсов. Причины международной миграции имеют объективный,структурный характер,а последствия выгодны всем ее участникам: странам – реципиентам иностранной рабочей силы,странам-экспортерам и,конечно,самим иммигрантам.
Не будет преувеличением сказать,что иммиграционный фактор,как феномен современного социально-экономического развития Испании,оказывает решающее воздействие на характер ее демографического процесса. Всего лишь два-три десятилетия назад из-за низкой рождаемости предсказывалась даже демографическая катастрофа Испании – абсолютное сокращение численности населения к 2050 г. на 9 млн. человек. В новом веке прогнозы диаметрально противоположны: ожидается,что к 2050 г. население страны увеличится до 50 млн.,что в первую очередь связано с многократным ускорением ежегодных темпов его роста (с -0.1 % в 70-е годы до 0.7% в 2000-2006 гг.),а также омоложением за счет иммиграционного пополнения.
Что касается воздействия иммиграционного процесса на экономику стран – экспортеров рабочей силы,то о нем свидетельствует такой факт: только в 2005 г. денежные переводы рабочих-иммигрантов на родину составили около 5 млрд. долл. (по этому показателю Испания занимает 5-е место в мире). Эти средства,будучи важным источником частного накопления,служат реальным пополнением семейных доходов,финансовой поддержкой отдельных секторов экономики,основой развития социальной инфраструктуры (в случае коллективных переводов) местных регионов и муниципалитетов (строительство и реконструкция дорог,школ,церквей). В конечном счете,общие для всех иммигрантов тесные связи со странами происхождения усиливают тенденцию к транснационализму,питают все нарастающее иммиграционное движение. Иммиграционная политика встала на повестку дня в Испании только с середины 80-х годов,когда пришло осознание масштабности начавшегося нового для страны процесса. Именно в этот период принимаются первые законодательные акты,касающиеся иммиграционного регулирования и создания механизма контроля над нелегальной иммиграцией.
В 2006 г. усилия Испании начали давать первые результаты. На Евроафриканской конференции министров иностранных дел в г. Рабате,встречах глав правительств стран ЕС в Мадриде и Лахти (Финляндия) были,наконец,приняты важные решения об упорядочении миграционного регулирования,в том числе об оказании Испании и другим странам ЕС (Италии,Мальте,Греции) финансовой помощи на 2007-2013 гг. в размере 2.3 млрд. евро на укрепление их пограничных служб. При этом,однако,подчеркивалось,что управляемость миграционным процессом не может быть достигнута только путем ужесточения контролирующего механизма на южных границах ЕС.
Можно сделать вывод,что в условиях структурного и транснационального характера иммиграции все более очевидным становится необходимость более глобального взаимодействия и партнерства всех стран мира,направленного в первую очередь на экономическое и социальное развитие наиболее отсталых стран и регионов мира – основных поставщиков дешевой рабочей силы. Насколько эффективными будут принятые в этом направлении решения,покажет будущее.
© 2003-2008, Омский Государственный Университет
Разработка и поддержка проекта: Гурьянов Дмитрий

Международная миграция рабочей силы – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально – экономическое явление. Она влияет 


Международные экономические отношения (Яблукова Р.З., 2010). Позитивные и негативные последствия миграции рабочей силы для  Позитивные последствия для экономики стран-доноров заключаются в следующем:.

Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по эко Нельзя, разумеется, отрицать и нега тивные последствия иммиграции, 


Причины миграции рабочей силы можно разделить на внеэкономические и экономические. Внеэкономические причины связаны: - с войнами, которые 


В странах иммиграции использование иностранной рабочей силы может означать обеспечение рабочей силой ряда отраслей. Например, во Франции 

Вместе с тем, миграция рабочей силы может иметь и отрицательные последствия. Среди негативных последствий трудовой миграции следует назвать 


международная миграция рабочей силы; поликаузальность. Несправедливое распределение положительных последствий НТР повлекло. Рубинская 


Точно определить объемы международной миграции рабочей силы крайне сложно. Однако даже приблизительные данные свидетельствуют о том, что 

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью 


Общие глобальные последствия миграции рабочей силы носят двойственный характер. С одной стороны, она обеспечивает перераспределение 


Международная миграция рабочей силы имеет существенные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, из которой 

Международная миграция рабочей силы – это межгосударственное миграции имеют объективный,структурный характер,а последствия выгодны 


Коренным вопросом научного исследования современной международной миграции рабочей силы является определение экономических и социальных 


Международная миграция рабочей силы охватывает весь мир: как его развитую  общеэкономические и социальные последствия этого явленийища.

Во-первых, международная миграция рабочей силы характеризуется сложностью и неоднозначностью последствий для различных стран мира.


положительные последствия международной миграции рабочей силы


последствия международной миграции рабочей силы для россии

последствия международной миграции рабочей силы для стран-реципиентов и стран-доноров


последствия международной миграции рабочей силы


глобальные последствия международной миграции рабочей силы

последствия международной миграции рабочей силы для стран доноров


социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы


отметьте последствия международной миграции рабочей силы

причины и экономические последствия международной миграции рабочей силы