Учет доходов и расходов государственного бюджета СССР — 448 [c.676]  С переходом к новому порядку кредитного планирования перед Госбанком 

5 Расчеты доходов и расходов. 9 Планирование снижения государственного долга и дефицита бюджета. 16 Заключение. 19 Список литературы: 20 

Глава 19 Расходы бюджета: планирование и финансирование. 19.1. Обслуживание и погашение государственного долга и долговых обязательств 

Как известно, наличные деньги – это банкноты, выпускаемые центральным банком. Плюс некоторое количество разменной монеты. Безналичные – записи на бумажных, а сегодня почти исключительно электронных носителях, их еще называют депозитными деньгами. Их выпускают коммерческие банки в виде кредитов, которые размещаются на банковских счетах (депозитах). При этом наличные деньги могут переходить в безналичную форму, а безналичные деньги – в наличную форму. То есть, в современной денежной («рыночной») системе два контура между собой соединены.
А теперь попробуем сравнить эту систему с советской 30-х–60-х гг. прошлого века, при которой был достигнут максимальный рост индустриальной экономики, о которой так много сегодня говорится.
Предшествующая этому периоду, в 1920-е годы, когда в СССР проводилась «новая экономическая политика» (НЭП), денежная система была «рыночной» и также как сегодня включала в себя наличные и безналичные расчеты. Когда же было принято решение начать индустриализацию экономики, стало понятно, что «рыночная» денежная система не может, к сожалению, обеспечить реализацию пятилетнего плана, принятого в 1928 году.
Еще в период НЭПа в партийно-государственном руководстве СССР активно шли дискуссии по поводу того, за счет каких источников и какими темпами осуществлять индустриализацию. «Новая оппозиция» (прежде всего, в лице ее главного идеолога Н. Бухарина) фактически саботировала сталинский план ускоренной индустриализации, предлагая путь «естественного», «органичного» развития экономики страны. Алгоритм, который она предлагала, примерно такой:
а) поддерживать мелкого товаропроизводителя, который позволит повысить жизненный уровень и платежеспособный спрос населения;
б) граждане будут покупать все больше товаров и услуг, а производители будут накапливать прибыль и постепенно вкладывать ее в строительство и модернизацию предприятий;
в) одновременно граждане будут все большую часть своих доходов сберегать; сберегаемая часть через кредитную систему будет трансформироваться в долгосрочные кредиты для строительства и модернизации промышленных предприятий;
г) по истечении определенного периода времени в стране будет создана индустриальная экономика.
Все логично. Не устраивал лишь «период времени». Этот процесс мог растянуться на десятилетия, а то и на век. В условиях враждебного окружения СССР не мог позволить себе такой роскоши. Иногда в дискуссиях вспоминали английскую индустриализацию, так называемую «промышленную революцию». Она произошла в сравнительно сжатые сроки, примерно полстолетия. Но в случае с Англией источником промышленного переворота было первоначальное накопление капитала в виде нещадного ограбления колоний. У Советского Союза такого варианта быть просто не могло.

Государственный бюджет включает в себя доходы и расходы общие вопросы кадрового обслуживания; службы планирования и 

Поэтому было решено не «привязывать» индустриализацию к сбережениям населения и прибыли отраслей, производящих товары народного потребления. А опереться на безналичные деньги, которые не связаны со сферой потребления товаров и услуг населением.
Безналичные деньги в СССР были предназначены в первую очередь для того, чтобы создать и развивать отрасли по производству средств производства.
То есть, машин, оборудования, транспортных средств, металлорежущих, ткацких, деревообрабатывающих и иных станков. А также сырья, энергоносителей, строительных материалов, комплектующих узлов и полуфабрикатов, необходимых для производства средств производства и предметов потребления. Производство средств производства было названо группой отраслей А. Была еще группа отраслейБ– производство предметов потребления (пищевая, легкая, мебельная фармацевтическая промышленность, производство бытовой техники и др.).
Главное состояло в том, что продукция группы отраслей А не имела статуса товара. Почему? Потому, что в случае свободной купли-продажи продукции группы отраслей А продукция могла превратиться в капитал. То есть в средство получения нетрудовых доходов, или прибыли. Это ключевой момент экономических преобразований того времени. Мы обычно акцентируем внимание на технико-экономической стороне преобразований (создание промышленных предприятий), но реже задумываемся о социально-экономической их стороне. А она очень важна, суть ее в полном искоренении капитализма, возможности эксплуатации человека человеком, получения нетрудовых доходов, прибыли.
Но если нет товара, тогда логично предположить, что нет и денег. А мы ведь говорим о безналичных деньгах «экономики Сталина». В том-то и дело, что выражение безналичные деньги в данном случае следует поставить в кавычки.
Во всех отраслях экономики (не только группы А, но и группы Б) были установлены не рыночные, а распределительные отношения.
Речь идет о тех самых распределительных отношениях, которые сегодня уничижительно называют «административно-командной экономикой».
Но это распределение не было проявлением волюнтаризма, оно осуществлялось на основе пятилетних и годовых планов развития народного хозяйства.
Планы разрабатывались на основе межотраслевых балансов. Ключевыми ведомствами, участвовавшими в организации распределения ресурсов, были Госплан, Минфин, Госснаб, Государственный банк СССР. В «Экономических проблемах социализма в СССР» (1952 г.) Сталин четко сформулировал суть той экономики. А затем в своих выступлениях и статьях более подробно растолковывал, почему средства производства не могут быть товаром. Они распределяются государством лишь среди своих предприятий. Они не продаются даже колхозам, которые имели иную форму собственности (трактора и сельскохозяйственные машины передавались не непосредственно колхозам, а государственным машинно-тракторным станциям – МТС). То есть, государство как единый и единственный собственник средств производства после передачи их тому или иному предприятию ни в какой мере не теряет права собственности на средства производства. А директора предприятий, получивших от государства средства производства, - лишь уполномоченные государства, отвечающие за сохранность средств производства и их использование в соответствии с планами развития народного хозяйства.

Тема 9 Планирование доходов и расходов государства и бюджетных затрат, состоящую из анализа, планирования и контроля.

В общем «экономика Сталина» по своему устройству отчасти напоминала крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, состоящие из множества подразделений, между которыми при этом нет обычных «рыночных» отношений.
Они-то и являются ярким примером «административно-командной экономики», т.к. распределение ресурсов между подразделениями осуществляется на основе решений, исходящих из руководящего центра. Учет перемещения ресурсов внутри корпорации осуществляется на основе так называемых «трансфертных» цен, которые могут иметь мало что общего с рыночными ценами. Все настроено на максимизацию «интегрального» результата. Принципиальная разница между «корпорацией СССР» и обычной капиталистической корпорацией состоит в том, что первая «заточена» на реализацию неких «высших» целей (социальных, военных, научно-технических, культурных), а вторая во всех случаях своей целью имеет получение максимальной прибыли для своего хозяина или группы акционеров. Подобно тому, как выпадение хотя бы одного из подразделений корпорации из административно-командной вертикали может нанести большой урон всей корпорации, так и в «корпорации СССР» появление любых очагов «товарно-денежных отношений» могло привести к трудно прогнозируемым последствиям. Такова была строгая, а где-то даже жесткая логика «сталинской экономики». Пожалуй, единственным исключением из ее жестких правил была внешняя торговля. Если продукция отраслей группы А экспортировалась, то она становилась товаром, который имел рыночную цену. Но этот очаг «товарно-денежных отношений» был надежно изолирован от всей экономики благодаря государственной монополии внешней торговли и государственной валютной монополии.
Таким образом, безналичные деньги не обладали такой «классической» функцией, как средство обмена. Их нельзя даже было назвать мерой стоимости (первая «классическая» функция денег). Они были некоей условной единицей, с помощью которой велось планирование распределения всех видов ресурсов в экономике, учет и контроль их использования, поддерживалась дисциплина договорных отношений между предприятиями. Например, нарушение договоров поставки продукта одним предприятием другому могло приводить к такому, что второе предприятие не акцептовало (одобряло) платежные требования первого. В результате первое не получало безналичных средств на свой банковский счет. А это во времена Сталина рассматривалось как серьезное «ЧП». Это был достаточно четкий механизм распределительных отношений.
Можно вспомнить годы «военного коммунизма», когда также были распределительные отношения. Но тогда предприятия получали необходимые деньги от Наркомата финансов независимо от выполнения заданий и своих обязательств перед другими предприятиями. В результате экономика того периода пришла в полный упадок.
Что касается хозрасчета, Сталин разъяснял, что при социализме особый хозрасчет. Если при капитализме нерентабельные предприятия закрываются, то при социализме - могут быть и рентабельными, и нерентабельными. Но последние все равно не будут закрыты. Если предприятие не может оплатить приобретаемые средства производства, тогда оно их оплачивает за счет бюджета или (в некоторых случаях) – за счет кредита Госбанка или специального банка. Сталин много раз подчеркивал, что хозрасчет при социализме нужен для контроля, учета, калькуляции, подведения баланса. И хотя в 1932 году в СССР был принят закон, предусматривающий банкротство, однако до начала войны ни одно предприятие полной процедуры банкротства так и не прошло.
Главным средством исправления положения на предприятиях, в случае выявления серьезных нарушений, были административно-партийные взыскания, а крайняя мера - замена директоров. То есть, директора отвечали за свои нарушения и ошибки не рублем, а своими должностями.
Хотя в «сталинской экономике» были такие понятия, как «оптовый рынок», «оптовые цены», они также были условными. Так называемые «оптовые цены» рассчитывались по затратному методу, путем суммирования всех затрат живого и овеществленного труда

Формирование доходов и расходов бюджета страны. расходы государственного бюджета всегда стараются планировать так, чтобы 


Методология планирования доходов Федерального бюджета.  доходов государственного бюджета с его расходами позволяет 

Расходы государственного бюджета имеют определенные При планировании расходов, которые впоследствии будут направлены на 


18 5.1. Особенности планирования и финансирования расходов государственного бюджета. 19 5.2. Порядок предоставления бюджетных ссуд, займов.


Но как правильно планировать бюджет?  между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, 

Государственный бюджет и бюджетная система РФ. порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на:.


Научная статья на тему 'Проблемы планирования бюджетных расходов' Оптимизация государственных расходов на социальную поддержку граждан 


Расходы бюджета - это экономические отношения, возникающие в  расходов бюджета каждого государства, которая соответствует потребностям  Часть расходов в процессе их планирования выделяется в 

1.1 Содержание и место планирования расходов бюджета в системе государственного управления. 1.2. Методология планирования расходов бюджета.


Государственный бюджет - это смета доходов и расходов государства за В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее 


Что такое государственный бюджет?  Резко стали сокращаться государственные доходы и расходы, однако доходы сокращались значительно 

Материал, темы Государственный бюджет. Прогнозирование государственных операций при формировании госбюджета по курсу Планирование и 


Одну из статей расходов государственного бюджета составляет ют Составление любого бюджета начинается с планирования расходов, поскольку в 


Бюджет разделяется на государственный бюджет, бюджет организации и  подготовки и исполнения бюджета, при которой планирование расходов 

и приоритетов государственных расходов в ключевых областях бюджета вместе с бюджетным циклом капитала (планирование, бюджетирование, 


Бюджетное планирование – составляющая финансового планирования, о направлениях развития бюджета, его возможных доходах и расходах, это Бюджетный контроль – составная часть государственного финансового 


Основная часть доходов и расходов государства отражается в его бюджете, который представляет собой форму образования и расходования фонда 

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и 


Планирование местного бюджета на примере Муниципального образования по поводу мобилизации государственного фонда доходов и расходов, 


Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет  Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое  На этапе планирования бюджета коррупция в сфере государственных финансов влияет на распределение 

тщательного планирования и осуществления расходов на оборону была и условности выделять в рамках государственного бюджета одну из 


Экономическое содержание расходов государственного бюджета Правовая основа планирования бюджетных расходов и их распределения по 


Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие 

Центральным показателем государственного бюджета является величина его доходов. Сумма доходов определяет расходы государства на развитие 


Анализируя доходы и расходы государственного бюджета Республики 1. применение более прогрессивных методов планирования и прогнозиро-.


общей эффективности бюджета и планировании изменений в структуре бюджетных расходов. Единая система государственного финансового 

Государственные целевые фонды и внебюджетные фонды бюджетных организаций прогнозирование доходов и планирование расходов бюджетов 


В условиях модернизации экономики и структурных изменений важным вопросом является правильное планирование государственного бюджета, 


При планировании бюджетных расходов используются два основных  установление минимальных государственных социальных стандартов и 

Особенности планирования бюджетных расходов Основным инструментом реализации эффективного государственного управления выступают 


Государство использует бюджетное планирование для обеспечения рациональное распределение расходов государственного бюджета между 


Государственный бюджет, его прогнозирование и планирование.  предусматривает равенство сумм всех государственных расходов и доходов.

планирование расходов бюджета это