Ограничение и льготы для иностранных инвесторов

Ограничения для иностранных инвесторов в рф
Правовой режим иностранных инвестиций в РФ | WTO Law Russia.  Рассмотрим ограничения в отношении иностранных инвестиций в каждой из 

Один из доводов в пользу снятия ограничений — предлагаемые российским Отмена порога в 49% для иностранных инвесторов в 

Нацбанк с 11 мая смягчает валютные ограничения для иностранных инвестиций. Читать онлайн в ленте новостей финансы 

Анотация
Анализируя положения законодательства и правоприменения в сфере стратегических инвестиций, автор раскрывает возникающие проблемы правового регулирования иностранного инвестирования в стратегические отрасли экономики.
Ключевые слова
Иностранные инвестиции, стратегические инвестиции, хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение, ограничение инвестирования, недостатки регулирования.
Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики: некоторые проблемы применения Закона о стратегических иностранных инвестициях
А.В. Степанченко , доцент кафедры предпринимательского права УрГЮА
Привлечение иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации уже на протяжении ряда лет является одной из приоритетных задач для действующего правительства. «Известно, что государство играет важную роль в обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы. Оно на протяжении всей истории наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обо­роны выполняло функции в сфере экономики» 1. Любое государство, осуществляет политику, особенно в экономике, сочетая принципы протекционизма (защиту внутренне­го рынка от иностранной конкуренции) и либерализации (снятие барь­еров, препятствующих свободной конкуренции между хозяйствующими субъектами). Безусловно, должен существовать разумный баланс публично-правовых и частно-правовых интересов. Протекционизм, ограничения оправданны, если они необходимы для общества в целом, в том числе и в сфере инвестирова­ния. Конституция Российской Федерации в статье 55 предусматривает введение ограничений только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и государственной безопасности. Как справедливо отмечают Бабкин С. А., Хохлов Е. С. в статье «Ограничение иностранных инвестиций в стратегические отрасли: продолжение дискуссии» 2, «…принципиальная возможность принятия Закона № 57‑ФЗ ( Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. – Курсив и прим. автора) с точки зрения принципов российской правовой системы не должна вызывать сомнений: в конце концов, экономическая безопасность страны ничуть не хуже безопасности военной». Тем не менее, такие ограничения свободы предпринимательской деятельности не должны быть чрезмерными, а должны отвечать правовому принципу соразмерности, справедливости, быть адекватными, пропорциональными и необходимыми, не носить общий и абстрактный характер, не иметь обратной силы и не затрагивать само существо конституционного права 3. Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, норма, ограничивающая права и свободы, должна быть формально-определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения 4. «Даже американские авторы, отстаивающие позицию о том, что государства могут ограничивать иностранные инвестиции в стратегические отрасли своих экономик, признают, что законодателю следует подходить к формулированию ограничений с исключи ‑ тельной осторожностью, чтобы ради нескольких сделок, действительно приводящих к возникновению угрозы национальной безопасности, не препятствовать другим иностранным инвестициям, благоприятно влияющим на экономику» 5.

(Российская Газета, 21.02.2013) Ограничения на участие иностранных инвесторов и крупных компаний в уставном капитале малых предприятий могут 

Итак , для создания условий и ясных правил для привлечения иностранных инвестиций в отрасли экономики, которые государство признает имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, более четырех лет назад был принят Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (Федеральный за ‑ кон № 57 ‑ФЗ от 29.04.2008) 6, далее по тексту – Закон. Существенные поправки, направленные на либерализацию указанного Закона, были приняты 16 ноября 2011 г., введены в действие 18 декабря 2011 г. (Федеральный закон № 322 ‑ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации и Федеральный закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства») 7. Указанные поправки были вызваны неоднозначностью, широтой трактовки ряда положений, ограничивающих иностранные инвестиции в стратегические отрасли, на практике, в том числе судебной, и критическое отношение к Закону иностранных инвесторов. Как указывали Жильцов А. Н., Карабельников Б. Р. в статье «Режим «стратегических инвестиций»: новеллы или коллизии», «…неудачные формулировки Закона № 57 ‑ ФЗ уже породили основания для расширительного толкования его норм, причем Правительственной комиссии пришлось поручать руководству ФАС функции по его толкованию и даже видоизменению. В сложившихся в мировой экономике условиях России не выжить за новым «железным занавесом» 8. Несмотря на реформу, направленную на либерализацию Закона, конкретизацию его отдельных положений, в Законе остается нерешенным ряд проблем, в отношении которых существует не ‑ определенность. Так, в Меморандуме европейского бизнеса в России (Весна-Лето 2012) отмечаются следующие оставшиеся нерешенными проблемы: 1) слишком обширный список видов деятельности, затрагивающих оборону и безопасность страны (стратегические отрасли) (42); 2) необходимо четко определить долю участия в хозяйственном обществе, при наличии которой закон будет признавать установление контроля над обществом, например, установить равной 10–20 %, соответственно закрепить, что ниже указанного уровня контроля над обществом нет с точки зрения Закона; 3) необходимо детально разъяснить, при каких условиях Закон будет применяться к приобретению иностранными обществами контроля над другими иностранными обществами, имеющими стратегически значимые предприятия в России; 4) необходимо четко определить, в каких случаях требуется предварительное одобрение Правительственной комиссии, если иностранный инвестор собирается учредить дочернюю компанию, которая будет вести стратегическую деятельность с момента своего основания, и ряд других проблем 9.

Вместе с тем, существуют определенные ограничения в деятельности иностранных инвесторов. Как правило, это проявляется в 

Остановимся на некоторых из них.
В Законе нет запрета на осуществление иностранными инвесторами или группой лиц инвестиций форме приобретения акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, а также путем совершения иных сделок, результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами. Закон содержит так называемое «разрешительное» регулирование данного вопроса путем установления необходимости согласования определенных сделок, установление контроля, а также устанавливает последствия совершения сделок с нарушением установленного законом порядка.
Принятие указанного закона в целом можно расценивать как благоприятный фактор в реализации государством программы привлечения иностранных инвестиций в экономику России: во ‑первых, Закон не содержит запрет на осуществление иностранных инвестиций в отрасли экономики, имеющих стратегическое значение, через участие в хозяйственных обществах, а также через совершение иных сделок, устанавливающих контроль над такими хозяйственными обществами; во ‑вторых, Закон устанавливает более или менее ясные правила, при соблюдении которых иностранному инвестору или группе лиц может быть разрешено участвовать в хозяйственном обществе, имеющем стратегическое значение, или совершать иные сделки, устанавливающие контроль над таким обществом.
В то же время Закон содержит ряд нечетких формулировок, оценочных категорий, что влияет на его реализацию, в том числе в части применения последствий совершения сделок иностранным инвестором или группой лиц с нарушением предписанного Законом порядка.
Закон содержит два основных правила для иностранных частных инвесторов/группы лиц, намеревающихся инвестировать через участие в хозяйственных обществах, имеющих стратегическое значение. Первое правило: необходимость предварительно согласовать сделку/установление контроля с уполномоченным органом исполнительной власти (ст. 7 Закона); второе правило: необходимость уведомить уполномоченный орган исполнительной власти о совершаемой сделке (ст. 14 Закона). Уполномоченным органом исполнительной власти в смысле Закона является Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, действующая на основании Постановления Правительства РФ от 6 июля 2008 г. № 510.
Необходимость предварительно согласовать с Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделку или установление контроля возникает:
– при приобретении иностранным инвестором десяти и более процентов уставного капитала российской компании, осуществляющей пользование участками недр федерального значения, или 50 более процентов уставного капитала компании, относящейся к перечню, установленному ст. 6 Закона № 57 ‑ФЗ.
– такое согласование требуется и в случае, когда иностранный инвестор получает лишь косвенный контроль за акциями или долями участия в капитале российского хозяйственного общества, причем даже если эти сделки осуществляются за рубежом (п. 5 ст. 2 Закона).
– в случае, когда иностранный инвестор прямо или косвенно получает возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение (10 % и более процентов для обществ имеющих стратегическое значение и осуществляющих пользование участком недр федерального значения), и (или) безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов (10 % и более процентов для обществ, имеющих стратегическое значение

Ограничения и льготы для иностранных инвесторов в россии

Ограничение участия частного бизнеса в отдельных от- иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие 


Согласно закону, доля иностранных акционеров в уставном  Ограничений на иностранные инвестиции в печатные СМИ нет.

Согласно сообщению Госсовета, ограничения будут смягчены для доступа иностранных инвесторов в банковскую сферу, сферу 


Согласно сообщению Госсовета, ограничения будут смягчены для доступа иностранных инвесторов в банковскую сферу, сферу 


Ограничения, применяемые в отношении офшорных компаний, также  Усиление регулирования иностранных инвестиций в 

Ранее доля иностранных собственников в радиостанциях, заявил, что жесткое ограничение доли иностранных инвесторов поможет 


Участие иностранных инвесторов в российских хозяйственных виды деятельности, предусмотрены особенности – ограничения, 


Ограничения деятельности компаний с иностранным капиталом  Ограничения для иностранных инвесторов предусмотрены в 

Как валютные ограничения отпугивают иностранных инвесторов. Уже ставшие традиционными злоупотребления Национальным 


Существующие ограничения в отношении иностранных инвесторов и их деятельности в связи с капиталовложениями в Россию. 2007. Руководитель: 


Ограничение касается иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц в уставном капитале авиакомпаний 

практика. ограничения. иностранных. инвесторов. § 1. Правовые режимы, предоставляемые иностранным инвесторам В Хартии экономических прав и 


Закон устанавливает ограничения на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, 


Правительство снимет ограничения для участия иностранных инвесторов в капитале российских компаний малого и среднего бизнеса 

Главная Документы Раздел 2. Деятельность иностранных инвесторов: гарантии, преференции, ограничения в области гражданского, налогового, 


Обсуждение темы Китай смягчил ограничения для иностранных инвесторов на крупнейшем форуме о заработке в Интернете и 


запрет на допуск иностранных инвесторов в стратегические 

Правовое регулирование иностранных инвестиций в России включает как Наиболее жесткие ограничения для иностранных инвесторов содержит 


Закон устанавливает ограничения для иностранных инвесторов при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих 


Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования  режим запретов и ограничений в отношении иностранных инвестиций в 

Наличие ограничений для иностранных инвесторов связано, прежде всего, с обеспечением интересов национальной экономической безопасности, 


Государство гарантирует и защищает права иностранных инвесторов, введение количественных ограничений на объемы осуществления 


Ограничения на осуществление иностранных инвестиций активно используются в  Ограничения для иностранных инвесторов содержит страховое 

иностранных инвесторов и образуемых ими коммерческих организаций с Для установления ограничений деятельности иностранных инвесторов в 


Ограничения на деятельность иностранных инвесторов, как правило, устанавливаются в законодательстве, обеспечивающем государственный 


“Правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь,  случаи ограничения деятельности иностранных инвесторов:.

ограничения для иностранных инвесторов на зарубежных фондовых рынках