Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008  Государственное регулирование аудиторской деятельности.

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные Государственное регулирование аудиторской деятельности · Статья 

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской 

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, но в отличие от других стран, в нашей стране система нормативного регулирования находится в стадии становления. Все концепции и пути регулирования аудиторской деятельности можно представить в виде многоуровневой системы, которая включает 5 уровней.
Первый уровень включает Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», который является одним из основных законодательных актов. Федеральный закон определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности. Он включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности и сопутствующих аудиту услуг. В законе определены понятия аудитора и аудиторской организации, закреплены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, права и обязанности аудируемых лиц. Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющим квалификационный аттестат аудитора. Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Законом дано понятие обязательного аудита и приведены критерии его проведения, рассмотрено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Приведено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определены вопросы контролирования работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы аттестации и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Три статьи Федерального закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений. Отражена также ответственность за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с Федеральным законом приводятся в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности.
Второй уровень включает законодательные и подзаконные нормативные акты и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Данные документы определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности и являются обязательными для исполнения субъектами рынка. К документам второго уровня относятся распоряжения Президента, постановления Правительства РФ, такие как: Постановление Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской федерации», Постановление Правительства РФ от 29.03.2002 г. № 190 «О лицензировании аудиторской деятельности», приказ Минфина РФ от 27.10.1999 г. № 69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятельности» и др. В настоящее время принято 16 федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Федеральные правила утверждаются Правительством Российской Федерации. Наряду с утвержденными федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработанные 1996-2000 гг. и одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 80 Министерство регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. 2. Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования 

Третий уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности профессиональных аудиторских объединений, если разработка стандартов предусмотрена их уставами для своих членов. Основное их назначение: установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и, прежде всего арбитражным судом. Внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских объединений не должны противоречить и не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.
Четвертый уровень – это нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др. В этой области разработаны стандарты по проведению аудита коммерческих банков, министерствами принят ряд нормативных актов по специфическим видам аудита.
Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

«О действующей в РФ системе государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Предложения по 

Требования правил (стандартов) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и внутренних правил (стандартов) аудиторской деятельности профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.
Стандарты аудита регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования, определяющие нормативы по качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при соблюдении этих требований. Они устанавливают единые требования к процедуре аудирования, аудиторскому заключению и самому аудитору. С изменением экономической ситуации аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру в целях максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.
Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:
- обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
- содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
- помогают пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
- устраняют контроль со стороны государства;
- помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
- обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.
В настоящее время выделяют три группы стандартов:
1) международные;
2) национальные;
3) внутрифирменные.
Разработкой международных стандартов аудита (International Standards of Auditing – ISA) занимаются несколько организаций – это общественные организации (профессиональные объединения), не имеющие отношения к государственным контролирующим органам, в частности Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants – IFAC), созданная в 1977 году. В рамках IFAC Международный комитет по аудиторской практике, действующий на правах постоянного автономного комитета, издает международные стандарты по аудиту, которые преследуют двоякую цель: способствовать развитию профессии аудитора в тех странах, в которых уровень профессионализма аудиторов ниже общемирового, и унифицировать по мере возможности отношение к аудиту в международном масштабе. Опрос организаций – членов Международной федерации бухгалтеров (МФБ) в 1998 г. показал, что в 34 странах Международные стандарты аудита (МСА) используются в качестве национальных стандартов и еще в 35 странах они применяются без значительных изменений. Среди таких стран Нидерланды, Франция, Германия, Швейцария, Великобритания, Югославия, Болгария, Чешская республика и Турция. С формальной точки зрения 37 российских правил (стандарта) аудиторской деятельности созданы на основе МСА и очень близки к ним по содержанию. Имеющиеся расхождения касаются стиля и оформления документов, подробности изложения, используемых практических примеров и т.п.
Национальные стандарты аудита существуют в каждой стране, имеющей специфику ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, экономического развития, регулирования экономики и т.д.
В Российской Федерации согласно Федерального закона «Об аудиторской деятельности» правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.
Федеральный закон разделяет правила (стандарты) аудиторской деятельности на: федеральные и внутренние правила, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.
Кроме того, как уже говорилось выше, используются российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации до принятия Закона «Об аудиторской деятельности». В настоящее время насчитывается 38 таких стандартов.
Вопросы к теме:
1. Назовите документы, относящиеся к первому уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности.
2. Какие основные понятия отражены в «Законе об аудиторской деятельности»?
3. Какие документы относятся ко второму уровню нормативного регулирования аудиторской деятельности?
4. Назовите понятие и виды правил (стандартов) аудиторской деятельности.
5. Кто занимается разработкой международных стандартов аудиторской деяте

Государственное регулирование аудиторской деятельности 1 Закона об аудиторской деятельности, целью аудита является выражение Конституционный Суд РФ также отметил, что в соответствии с п. 3 ст.


Государственное регулирование аудиторской деятельности тема  аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22 

институт аудита) в Российской Федерации в интересах государственное регулирование аудиторской деятельности, в частности:.


Государственное регулирование аудиторской деятельности 1. анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;.


Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется на нескольких уровнях.

деятельности в Российской Федерации" правового регулирования аудиторской деятельности. направлены на обеспечение подотчетности государственных и частных должностных лиц в отношении.


Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов РФ и ЦБ РФ (в отношении аудита банков).


Модели государственного регулирования аудиторской деятельности  Принято считать, что правовое становление аудита в РФ состоялось с 

аудиторской деятельности в РФ, утвержденные Указом Президента РФ от 22 возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской.


Государственное регулирование аудиторской деятельности можно В Минфине РФ функционирует Департамент организации аудиторской 


Органы, осуществляющие государственное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Для обеспечения независимости аудита и его принципов 

Авторы приходят к выводу об использовании в Российской Федерации модели государственного регулирования аудиторской деятельности. Авторы 


Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности — Минфин РФ. выработка государственной 


Государственное регулирование аудиторской деятельности  Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые 

Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой 


Функции государственного регулирования аудиторской деятельности.  4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ входить представители государственных органов, Центрального банка Российской Федерации 


Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ  определил порядок государственного и общественного регулирования аудита 

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет Министерство финансов Российской Федерации. Федеральным законом 


Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные акты об аудиторской  орган государственного регулирования аудиторской деятельности.

Федеральное государственное образовательное учреждение. высшего Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ. Об авторе.


Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности Правительство Российской Федерации определило 

государственное регулирование аудиторской деятельности в российской федерации осуществляет