Конспект урока по обществознанию "Демографическая ситуация в России и проблемы неполной семьи". Занятие познакомит учащихся 

Проблемы неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации". Цели урока: Расширить и углубить 

Тест по теме "Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи" (Обществознание). Учебное пособие для учителей.

Социально-экономические, нравственные условия, в которых развивается современная российская семья, констатируют снижение базисной роли семиьм как социального института. Особое внимание заслуживает неполная семья. Рассогласование, дисфункция в сфере семейных отношений отрицательно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка, у которого наблюдается повышенная тревожность, неуверенность в себе, напряженность в отношениях с родителями. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возрастных особенностей. В связи с этим в пубертатном возрасте взаимоотношения ребенка со взрослыми приобретают свои исключительные особенности. Поэтому работа специалистов должна выстраиваться в определенной социально-педагогической поддержке детям из неполных семей, а именно: консультативная беседа, тренинг, арттерапия. Использование этих методов способствует восстановлению нарушенных детско-родительских отношений.
6. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. / Пер. с англ. – М.: «Генезис», 1999. – 199 с.
Целью исследования является анализ неполной семьи как социального института, установлены методы поддержки со стороны специалистов. В научной литературе неполная семья представляет собой присутствие одного родителя с одним или несколькими детьми. Однако современную неполную семью считают и такую, которая не выполняет (или по некоторым причинам не может выполнять) свои функции, т.е. в семье присутствуют два родителя, но свои воспитательные функции они не реализуют. Неполной семьей считаются также и семьи, в которых родители выступают в роли приемных или опекунов, где родители не родные, а приёмные или опекуны. В логике исследуемого вопроса нас будет интересовать неполная семья, в которой родитель один воспитывает ребенка, ведь вышеперечисленные семьи имеют свои определенные методы помощи и поддержки. Успешность социализации ребенка определяется различными условиями и факторами: возрастом, индивидуально-психологическими особенностями, отношениями ребенка с микросредой, внутриличностными и межличностными конфликтами, адаптивными способностями юного человека и состоянием его здоровья [3, с. 98]. Изменение социальных связей, стереотипов, ценностных ориентаций и установок вызывает социально-психологическую напряженность, и поэтому в протекании процесса социализации возникают трудности и проблемы, которые ребенок не может самостоятельно преодолеть. Но порой проблемы, возникающие в процессе социализации, могут быть связаны и с семьей и особенностями семейного и социального воспитания. Когда неполная семья испытывает социально-педагогические трудности, тогда и процесс социализации не всегда бывает успешным.

Тема урока: Демографическая ситуация в Российской Федерации и проблемы неполной семьи. Тип урока: решение частной задачи 

Учитывая важную роль семьи в развитии государства и общества, Правительство России предпринимает серьезные шаги по объединению усилий государства, общества и бизнеса вокруг семьи как социального института. Самое главное, по мнению Президента, – это способность выработать в нашей стране новую философию взаимоотношений между семьей, государством и обществом, ведь и сама логика государства – результат долгосрочной политики государства, направленной на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе. Такое внимание со стороны государства, несомненно, актуально, ценно, потому что в трудной жизненной ситуации ребенок в неполной семье получит разноплановую социально-педагогическую и социально-психологическую поддержку. Но многое зависит от взаимоотношений социальных педагогов с ребенком, от педагогических взаимодействий ребенка и членов семьи. Все это созвучно с заявленной нами темой, связанной с социально-педагогической поддержкой ребенку, который воспитывается в неполной семье.
Современная неполная семья, являясь социальным институтом, испытывает сегодня те же социально-экономические, нравственные потрясения, которые свойственны нашему обществу. Дисфункциональность, рассогласованность взаимодействия неполной семьи очевидна – часты случаи в практике профессиональной деятельности социальных педагогов, когда неполная семья не только не является психологической защитой для ребенка, а фактически представляет собой место психологического и физического насилия для ее отдельных членов. В связи с этим основная задача всех психосоциальных работников – найти наилучшие способы оптимизации взаимоотношений между неполной семьей и социальным окружением через поиск позитивного потенциала внутри семьи. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возрастных особенностей. В связи с этим в пубертатном возрасте взаимоотношения ребенка со взрослыми приобретают свои исключительные психологические характеристики. Порой именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности подростка, закладывает фундамент базовых качеств, а дети, воспитывающиеся в неполной семье, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей, которые в большинстве случаев носят ярко выраженный негативный характер. Помочь детям и взрослым в совместной деятельности устанавливать гуманистические детско-родительские отношения, устранять дефицит общения, можно лишь постоянно находясь среди своих клиентов, чувствуя их настроение, интересы, проблемы, трудности, реально оценивая возможности личности, влияние микросреды, групп сверстников, и особенно семьи.

Проблема неполных семей остается и актуальна до сих пор. Почему? Демографическая ситуация в современной России на примере 

Семейное воспитание происходит в процессе жизни – во взаимоотношениях и взаимодействиях с микросредой. Из своих отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед обществом. В семье ребенок рано приучается к труду. Под влиянием семейных ценностей воспитывается твердость характера, гуманизм, доброта, сосредоточенный ум. Именно в семье ребенок наблюдает и испытывает чувство любви к родителям и сам получает от них эту любовь и ласку. К.Д. Ушинский подчеркивал, что именно семья формирует «человека в человеке». «Сами родители, – учит он, – должны готовить человека к труду, к жизни, т.е. семья способствует созданию внутренней направленности молодого человека. Для этого необходимо, чтобы дети были умственно развиты, морально совершенны, физически здоровы» [1, с. 81].
Характерной особенностью социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка является поддержка в виде оказания помощи ему в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе. Одним из направлений такой работы может служить организация взаимодействия всех членов неполной семьи на основе диалога.
Объектом воздействия в неполной семье может быть не только ребенок, но и взрослые члены семьи, и сама неполная семья, в целом, как коллектив.
Деятельность специалиста, осуществляющего социально-педагогическую работу с неполной семьей, как и с полной, включает три основных уровня социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую.
Образовательный уровень включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей. Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления.
Психологический уровень социально-педагогической помощи включает в себя также два компонента: социально-психологическую поддержку и коррекцию. Поддержка направлена на создание благоприятного климата в семье. Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, (оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства), приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.
Посреднический уровень социально-педагогической помощи заключается в следующем: помощь в организации, координации и информирование. Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок-продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов, клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов и др.
Семья для социального педагога не только источник знаний о ребенке. Она сама по себе объект воздействия и помощник. Социальный педагог в доме – исполнитель важнейшей функции повышения педагогической культуры семьи, формирования социально значимых ценностей самих родителей. Работа с детьми и родителями в местах их проживания – источник роста воспитательного потенциала семьи. В процессе реализации образовательного, психологического и посреднического компонентов социально-педагогической помощи специалист, осуществляющий работу с семьей, использует такие формы работы, как консультативная беседа.
Работая с неполной семьей, можно использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, мини-тренинги [2, с. 154]. При этом консультационная беседа может быть наполнена различным содержанием и выполнять различные задачи – образовательные, психологические, психолого-педагогические. Если неполная семья не является инициатором взаимодействия со специалистом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы – с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы неполной семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.
Также могут применяться групповые методы работы с неполной семьей – тренинги. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования матери (отца). Используется в работе с неполными семьями, имеющими детей с проблемами психического, физического, социального развития. Образовательные тренинги должны быть направлены на развитие умений и навыков, которые помогают неполным семьям учиться управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей.
Ребенок живет в других из

Скачать бесплатно Тест "Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи" 11 класс.


Неполная семья — это такая семья, в которой отсутствует один из  семей влияет на демографическую и социальную ситуацию в 

1 Тема урока: «Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполных семей» Дата проведения: г. Форма урока: комбинированный, с применением 


Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской 


Тест по обществознанию Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи 11 класс. Часть 1. 1. Семья, в которой власть 

Презентация: Демографическая ситуация в современной России ситуация в стране, так как проблемы неполной семьи в ученике 


Демографическая проблема в России обсуждается давно. увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд 


Презентация демографическая ситуация в россии и проблемы неполной семьи — тонные увещевания. Фотосинтез является 

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ. Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект.


Конспект урока по обществознанию по теме демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи 


Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи Урок обществознания Преподаватель Черемискина С.Г. ПУ- 

Проблемы неполных семей. 1. Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Если семья имеет один трудовой доход, она считается 


Презентация: Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.pptx, Тема: Проблемы семей, Урок: Обществознание.


Разработка урока по обществознанию Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи(11 класс).

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. 2. «Если вы не думаете о будущем, его у вас не будет»


Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. - презентация. Презентация была опубликована 4 года назад 


Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Урок обществознания. Цели урока: Проанализировать 

Застоялая презентация демографическая ситуация в россии и проблемы неполной семьи рассеивает необсужденный видеоматериал 


Ещё раз напоминаю тему нашего урока: “Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи”. Что такое демография?


Однако современную неполную семью считают и такую, которая не  возникают трудности и проблемы, которые ребенок не может  демографической ситуации, укрепление института семьи в обществе.

Изучая на уроках обществознания тему «Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи», мы решили исследовать 


В таком случае это будет расширенная неполная семья. демографическая политика того периода не решила проблему 


3) оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из  «Демографическая ситуация в РФ и проблемы неполной семьи».

Какова демографическая ситуация в РФ, ее особенности и проблемы, проблемы неполных семей.


Демографическая ситуация в настоящее время не в полной мере Следовательно, проблема развода — это преимущественно проблема молодёжи. Вследствие разводов увеличивается численность неполных семей, 


Основные направления решения проблемы неполной семьи  И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую 

Скачать: урок обществознания 11 класс демографическая ситуация в современной ситуация в современной России и проблемы неполной семьи».


Характеристика демографической ситуации в России браков, увеличение числа неполных семей, широкое распространение абортов и внебрачных 


Состояние института семьи и демографическая ситуация в современной России  числом и долей неполных семей, нерегистрируемых брачных союзов, текущим  Степень разработанности проблемы Существует два основных 

Приоритетность демографических направлений исследования семьи в ней изменения, определяют во многом динамику демографической ситуации. Проблемы совершенствования семейной политики в Республике Саха числа детей в семье ведет к сокращению удельного веса неполных семей (с.


демографическая ситуация и проблемы неполной семьи


демографическая ситуация в рф и проблемы неполной семьи