Автором теории русского социализма является

Автор теории русского социализма основатель революционно демократической идеологии
Для нашей темы («русского социализма» как альтернативе, по  о церкви автор [духовное лицо], которому возражаю), а, напротив, 

работе “Федерализм, социализм и антитеологизм”, написанной им в 1867 г. В частности, дворянин и юрист П. Ф. Николаев был автором проекта возлагал надежды в развитии русского социализма Н. Г. Чернышевский. Н. И 

Политико-правовая идеология "русского социализма" (народничества). Основные положения теории "русского социализма" разработал Александр 

(the Actual Lessons by A.I. Herzen-publicist)
Громова Людмила Петровна
доктор филологических наук, декан факультета журналистики СПбГУ, профессор кафедры истории журналистики СПбГУ, gromova_spb@mail.ru
Lyudmila P. Gromova
Doctor of philology, Dean of the Faculty of Journalism, Professor at the chair of journalism history, Saint-Petersburg State University, gromova_spb@mail.ru
Аннотация
В статье исследуется актуальный опыт А.И. Герцена-публициста в контексте современного общественного и политического развития России. Революции и реформы, государство и журналистика, свобода слова и гражданская ответственность, Россия и Запад – проблемы, поставленные Герценом, до сих пор порождают научные и полититические споры.
Ключевые слова: свобода слова, эмиграция, революция, реформы, русский социализм.
Abstract
In this article we discuss the actual experience of A.I. Herzen as a publicist in the context of contemporary social and political development of Russia. Revolutions and reforms, state and journalism, freedom of speech and social responsibility, Russia and the West ? the problems posed by Herzen still raise scientific and political debates.
Key words: freedom of speech, emigration, revolutions, reforms, Russian socialism.
Ценности, как известно, изменчивы в движении эпох, социально-политический контекст которых актуализирует те или иные приоритеты на разных этапах исторического развития. Публицистика же, как носитель ценностей, полнее всего отражает многообразный характер эпохи, представляя его в творчестве наиболее выдающихся личностей, определяющих ценностное пространство времени.
К числу ярких, противоречивых и, несомненно, великих явлений принадлежит Александр Иванович Герцен, 200-летие со дня рождения которого отмечается в этом году. Изучая значение и масштаб творческой деятельности А.И. Герцена, его вклад в литературу, философию, издательское дело, в журналистику и другие сферы общественно-политической и культурной жизни России и Европы XIX столетия, можно пролистать горы литературы о нем, написанной в веке XX, и обнаружить, насколько тенденциозным и неполным оказывается представление о нем. Эта неоднозначность, противоречивость оценок сопровождала публициста на протяжении всей его жизни и после его смерти.
Общеизвестны обвинения Герцена в недостаточной революционности со стороны радикально настроенной «Молодой России» и «молодой» эмиграции начала 1860-х гг., затем со стороны М.А. Бакунина, впоследствии – В.И. Ленина, который определил идейную эволюцию Герцена как «либеральные колебания». Этот взгляд надолго закрепился в исследовательской литературе о Герцене в XX веке. Столь же постоянными были упреки современников Герцена в его излишнем радикализме, начиная с писем друзей либералов-западников сразу после его отъезда из России в конце 1840-х гг. и заканчивая полемикой со славянофилами и с И.С. Тургеневым в начале 1860-х гг.

Книга автора Малиа Мартин - Александр Герцен и происхождение вклада Герцена в развитие русской мысли - теории "русского социализма".

Критика «слева» и «справа» была связана с эволюцией взглядов Герцена, его стремлением скорректировать свои позиции в соответствии с запросами времени. При этом, осмысливая текущие события и сопоставляя их с историческим опытом, публицист всегда стремился идти в ногу со временем, «быть по плечу своему хору».
Покидая Россию в январе 1847 г., Герцен отправился в Европу полный надежд и радостных ожиданий. Однако революционные события во Франции и их трагические последствия, как известно, разрушив его западнические иллюзии, стали причиной духовного кризиса, приведшего публициста к выработке теории «русского социализма». Его последующая публицистическая и издательская деятельность была направлена на стремление донести свободное слово до России, участвовать в общем деле освобождения крестьян.
Предреформенный период консолидировал все общественные силы России, и роль свободных герценовских изданий в ту пору трудно переоценить. Его вольная пресса не только являлась катализатором событий, она давала возможность, нарушив многолетнее «немое молчание», высказаться и единомышленникам, и оппонентам. Вспомним в этой связи уникальные сборники «Голоса из России»(1856 –1860), которые Герцен создает как свободную трибуну дискуссий, как орган плюрализма мнений. И такого рода своевременных откликов на запросы времени в издательской практике Герцена было множество: приложения к «Колоколу» «Под суд!» (1859–1862) – для обличительных материалов; издание для народа «Общее вече» (1862–1864); французский Kolokol (1868), с русскими прибавлениями для ознакомления европейского читателя с Россией.
Одной из ключевых проблем, стоявших перед Герценом в течение всей его публицистической деятельности, был выбор между революцией и реформой. В статье «Революция в России» (1857) он со всей откровенностью заявил, что предпочитает «путь мирного человеческого развития пути развития кровавого», но вместе с тем допускает «самое бурное и необузданное развитие» – как альтернативу застою николаевского « status quo» 1.
Через год, в сентябре 1858 г., он развил эту мысль в статье «Царь Александр II и газета “Колокол”»: «Мы не любители восстаний и революции ради революции, и мы думаем, – и мысль эта нас радовала, – что Россия могла бы сделать свои первые шаги к свободе и справедливости без насилия и ружейных выстрелов» (XIII, 340). Однако и здесь, говоря о слабости и непоследовательности императора, он допускает мысль об «ужасной жакерии», « массовом восстании крестьян». «Мы вовсе не хотим его и заявляем об этом, – пишет публицист, – но, с другой стороны, – рабство и состояние мучительной неизвестности, в которой находится страна, еще хуже, чем жакерия» (XIII, 341).

Автор Пантин И.К. Правильное в принципе, вытекавшее из теории исторического материализма, как ее понимали Переход Герцена на позиции «русского социализма» был крайне болезненно воспринят 

Стремление Герцена к мирной «самодержавной революции», его апелляции к царю, попытки наладить конструктивный диалог с властью в решении крестьянского вопроса вызвали резкую критику из России со стороны наиболее радикальной части общества.
1 марта 1860 г. в «Колоколе» было помещено «Письмо из провинции» за подписью «Русский человек». Автор письма упрекал издателя «Колокола», что тот «переменил тон», что он должен «благовестить не к молебну, а звонить в набат», «звать Русь к топору» 2. Герцен категорически отверг призывы к «топору», «пока останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора» (1860. № 64. С. 531). Он объяснял свою позицию трагическим опытом революционных событий 1848 г., свидетелем которых оказался во Франции. «Июньская кровь взошла у меня в мозг и нервы, – отвечал он своему непримиримому оппоненту, – я с тех пор воспитал в себе отвращение к крови, если она льется без решительной крайности» (Там же. С. 533).
Предпочтение Герцена мирной «самодержавной революции» связывалось в ту пору с надеждами на царя, на возможности верховной власти. Эти надежды основывались на историческом опыте России, развитие которой со времен Петра I в значительной мере определялось действиями правительства и образованного дворянства. Поэтому вера в народ, крестьянскую общину сочеталась у Герцена с ожиданием действий со стороны дворянства. В ответ «Русскому человеку», считавшему, что в России нет реальной силы, способной руководить движением, но, тем не менее, требовавшему у издателей «Колокола» звать «к топору», Герцен ответил: «Где же у нас та среда, которую надобно вырубать топором? Неверие в собственные силы – вот наша беда, и что всего замечательнее, неверие это равно в правительстве, дворянстве и народе». Он признает, что «дело освобождения застряло», что «правительство идет, поворачивая ноги носками внутрь», но все же отвергает призыв к неорганизованному выступлению: «Призвавши к топору, надобно овладеть движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится. Есть ли все это у вас?» В том случае, продолжает Герцен, когда народ «сам бросится к топору тогда рассуждать нельзя, тут каждый должен выступать, как его совесть велит, как его любовь велит» (1860. № 64. С. 532-533). Публицист считал невозможным и безнравственным «звать к топорам» из Лондона.
Полемика с «Русским человеком» была лишь началом. Впереди были споры с «Молодой Россией», с Бакуниным, где вновь встали проблемы выбора между реформой и революцией, готовности к революции, революционной нравственности и гуманизма.
Полемика между «Колоколом» и «Современником» в 1859-1860 гг. показала, что при общих конечных целях средства решения крестьянского вопроса они видели по-разному, и каждый из них вел свою линию. В то время как «Современник» перед реформой категорически размежевался с либералами, «Колокол» стремился к объединению различных оппозиционных сил, пытаясь использовать все возможности для освобождения крестьян мирным путем − путем реформ.
В 1860-1861 гг. издательская деятельность лондонских «агитаторов» приобрела огромный размах. Материалы, в большом количестве поступавшие с Родины, помещались в «Колоколе», в приложении к «Колоколу» «Под суд!», издававшемся вместо прекратившихся «Голосов из России», в «Исторических сборниках», в «Полярной звезде». Кроме того, в это время русские книги и журналы печатались и в других городах Западной Европы – в Лейпциге, Берлине, Париже, Наумбурге. «Русская литература за границей, – писал Герцен – растет не по дням, а по часам – как ясное доказательство, что нам есть что сказать и что нам нельзя говорить дома» (XIV, 328). Распространявшаяся в России печать Вольной типографии в значительной мере оказывала влияние на складывавшееся общественно-политическое движение. По свидетельству современников, произведения Герцена и Огарева не только приобщали к революционно-демократическому движению, но и имели воздействие на организационное оформление этого движения. Появлявшиеся в эти годы тайные студенческие кружки одной из важных задач считали распространение изданий Герцена и Огарева. Многие сочинения литографировались студентами в Москве и Петербурге.
Месяцы, последовавшие за появлением манифеста 19 февраля 1861 г., ознаменовались изменением политического курса «Колокола». Реформа вызвала взрыв возмущения обманутых крестьян и всего передового русского общества. В апреле-

В «Былом и думах» Герцен теорию «русского социализма» подробно не и дум» лежит печать глубокой веры автора в величие судеб своего народа; 


русский мыслитель и общественный деятель, автор теории «крестьянского социализма». А. И. Герцен родился в Москве. Он был внебрачным сыном 

Экономическая теория Чернышевского явилась вершиной В архиве П. И. Пестеля была обнаружена рукопись неизвестного автора «Практические Русский социализм по мере своего развития все теснее 


История «русского социализма» в той или иной мере привлекала Возникновение теории Герцена в исторической литературе принято Гораздо более прав автор, когда пишет, что для Герцена была 


Автор письма упрекал издателя «Колокола», что тот «переменил тон», что  Теория «русского социализма» Герцена приобретала определенность и в 

Объективное содержание теории "русского социализма" состояло в стремлении Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор 


По его мнению, социализм в России и русский социализм (и шире Автор, расценив взгляды и теорию Герцена как безнадежно утопические, захотел 


3) заменяет коллегии министерствами; 4) вводит ограниченное дворянское самоуправление в губерниях. 36. Автор теории «русского социализма», 

Сам термин «русский социализм», принадлежащий Александру Ивановичу Герцену, Племянник крупнейшего русского комедиографа, автора Можно находить разные социальные теории утопическими, 


АВТОРЫ ХРОНОСА Герцен пришел к выводу, что идея социализма, созревшая на западной почве, может осуществиться Под влиянием теории «русского социализма» находилось большинство народнических организаций.


Философские истоки русского социализма Исследуя основные аспекты  И признавали, что их теории далеки от реальной действительности, что народ  Так, Фонвизин, автор «Недоросля», высказал суждения, что Россия 

Те вообще отрицали западные формы цивилизации во имя «русского начала», Герцен как автор теории так называемого «русского социализма», 


Кроме того, что в теории «русского социализма» А.И. Герцена целесообразно раскрыть духовно-нравственную основу, которую так пропагандировал 


стал уже главной фигурой европейского социализма и автором самого  Русский социалист, который принял бы теорию Маркса, окажется в ином 

Идеи социализма проникали и в Россию. Обличая подражательность развились теории русского, или общинного, социализма, которые стали Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович.


Видными представителями русского утопического социализма стали А. И. Герцен Являясь сторонником теории общественного договора, основной 


Формирование революционно-демократического направления русской  в резких тонах писал об измене автора своему творческому наследию, о его  годов XIX в. складывается оригинальная теория "русского социализма".

Философия классического марксизма и русский социализм. В марксизме советский народ, с точки зрения автора, увидел учение о граде Китеже, в котором Теория и практика рассматриваются Марксом как относительные 


Основоположником народнической идеологии является русский демократ Александр В этом – суть антиавторитарного социализма – прудонизма, Как и у Герцена, ключевым в теории Бакунина является понятие свободы. А марксистские авторы до сих пор продолжают повторять, что образ нового 


В центре внимания автора находилась русская поземельная община.  А.И. Герцен положил ее во главу угла своей теории русского социализма.

Основные положения теории русского социализма А.И. Герцена так систематизировано и последовательно автор пытается обосновать свою идею 


Автор — известный в стране и за рубежом ученый, который в разное время ра- ботал с самыми объявившая своей идеологией русский социализм. (социальный теории государственного строительства. Здесь сле-.


Автор теории рациональной бюрократии, исследовал типы легитимации  писатель, философ, основоположник теории «русского социализма» и 

Анализ теории «русского социализма» показывает, что она представляла собой разновидность утопического социализма, хотя и превосходила 


Педагогическая теория русских революционных демократов он считал, что нельзя установить социализм мирным путем, без народной революции. Автор просто и живо разъясняет детям с материалистических позиций 


Автор представляет и анализирует книгу известного слависта Мартина  отрывку из книги «Александр Герцен и рождение русского социализма.  элементах политической теории Герцена. Перевод сделан автором статьи.

циональные особенности Политическая теория «русского социализма», сертации. Отдельного внимания заслуживает то, что автор вводит в оборот.


автор теории общинного социализма русского


автор теории русского социализма является

автор теории общинного социализма русского утопического социализма


автор теории общинного социализма русского утопического социализма тест


автор теории русского крестьянского социализма

автор теории общинного социализма русского утопического